Последнее слово Артема Герасимова в Ялтинском суде оккупированных территорий Крыма.

Стенограмма судебного заседания в Ялтинском городском суде от 03.03.2020 по делу 1-17/2020 (1-376/2019) по обвинению Герасимова Артёма в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ.

Артём Герасимов: Уважаемый суд и уважаемые участники процесса!

Свое последнее слово хочу начать с благодарности.

Если по порядку, то начну со следователя, проводившего обыск и расследование вплоть до суда. За его корректное поведение, тактичность и уважение, что значительно облегчало ту стрессовую ситуацию, которую я пережил. Также за то, что избрал самую мягкую меру пресечения, что позволило мне работать и обеспечивать себя, в том числе и оплачивать поездки в Симферополь на различные следственные мероприятия […].

Благодарю также защитников, которые на разных стадиях данного уголовного дела оказывали мне неоценимую юридическую помощь, за консультации, за их кропотливый труд, за поиск различных документов, приобщенных к материалам дела, которые показывают, что в моих деяниях нет состава преступления. Благодарю за искреннюю заинтересованность в торжестве справедливости в этом деле.

Также за спокойствие, тактичность, за отсутствие предубеждений и предвзятости хочу выразить благодарность госпоже прокурору. Насколько я знаю, не всем, кто, как и я, оказался на скамье подсудимых, поначалу со стороной обвинения так повезло, как мне, хотя со временем, к счастью, ситуация исправилась.

Благодарю, конечно же, и Вас, Ваша честь, за то, что хоть вначале судебных слушаний позволили моим друзьям присутствовать на заседаниях и таким образом оказывать мне свою поддержку. За то, что шли навстречу и откладывали заседания, приобщали к материалам дела документы, так или иначе доказывающие мою невиновность. За то, что внимательно слушали, стараясь вникнуть в суть доводов стороны защиты. Надеюсь, нам полностью удалось раскрыть причины, почему мы считаем, что данное уголовное дело является необоснованным и не имеет в себе состава преступления.

Ну и, конечно же, хочу поблагодарить всех своих дорогих друзей! Я знаю, не всем им было легко устраивать свои дела, чтобы хоть ненадолго прийти и поддержать меня. Некоторые были до конца судебного заседания, даже не зная, когда именно оно закончится, чтобы не оставлять меня и дать мне почувствовать, что я не один на один с этим испытанием. Некоторые из них приезжали даже из других городов Крыма, зная, что заседания будут закрыты. Спасибо им огромное за слова поддержки и многочисленные молитвы за меня.

Хочу привести слова одного из самых успешных судей за всю историю человечества, царя Соломона. Вот что он сказал о судопроизводстве: «Кто начинает дело в суде, тот и прав, но приходит его соперник и испытывает его». И на самом деле, если взять и начать читать заключительное обвинение, но при этом заменить мою фамилию на, скажем, Иванова Ивана Ивановича, а также заменить название религиозной организации Свидетелей Иеговы на какую-нибудь выдуманную религиозную организацию, то легко складывается впечатление правоты начавшего данное судебное разбирательство. Все донесено, как сперва кажется, в таком правдоподобном свете. Но так как я лучше, чем кто бы то ни было, знаю подсудимого, так как сам им являюсь в данном деле, и отлично зная все его религиозные убеждения как Свидетеля Иеговы, то с моей точки зрения это обвинение не выдерживает никакой критики. И поэтому я до сих пор так и не разобрался, в чем я, собственно говоря, виноват. В прениях я много об этом говорил, но сейчас хочу посмотреть на сложившуюся ситуацию под другим углом. Но перед тем, как начать, хочу попросить терпения и внимательно меня выслушать. Я считаю, что у суда должна быть полная картина […], а без понимания внутреннего отношения подсудимого к инкриминируемому ему преступлению целостность такой картины невозможна.

Если, по мнению следствия, делиться своими религиозными убеждениями с человеком, причем по его собственной просьбе, запрещено, а также, судя по материалам дела, не разрешается собираться с соверующими вместе, чтобы совместно почитать Библию, вместе молиться, то, что же тогда можно и что разрешается? Если нельзя выражать свою веру, свои религиозные чувства самым естественным, природным для человека способом, то тогда у меня возникает вопрос: а зачем такая вера вообще нужна? Какой от нее толк?

Один из следователей на одном из заседаний неоднократно утверждал, что в России нет ни одной запрещенной религии, но при этом считает мой разговор о Библии в парке противозаконным. Получается, таким образом, следствие разрешает пользоваться только лишь первой частью 28 статьи Конституции РФ, где говорится, что я имею право выбирать и иметь веру, но запрещает пользоваться второй частью той же 28 статьи — исповедовать и действовать в соответствии со своими убеждениями. Это все равно, что человеку, не имеющему водительского удостоверения, подарить автомобиль. То есть автомобиль есть, а права им пользоваться — нет. Религия Свидетелей Иеговы не запрещена, но права ее исповедовать нет! Получается, любая попытка реализовать свою веру с точки зрения следствия противозаконна. Иначе я бы не оказался здесь, на скамье подсудимых.

Я не знаю, являются ли следователи, проводившие расследования в отношении меня, верующими людьми или нет, но в любом случае им должно быть прекрасно известно, что церкви, молитвенные дома, мечети у нас в Ялте стоят не для архитектурного украшения города. Это центры духовной жизни верующих, места, где они собираются, чтобы удовлетворить свои духовные потребности, укрепить свою веру, и если возможно, помочь укрепить ее другим. Также почувствовать общность с другими, прочувствовать, что и другие также разделяют их религиозные взгляды. Ведь нам всем очень хочется иметь единомышленников, особенно в таком очень важном вопросе, как вера в Бога. И я не знаю ни одного человека, чьи религиозные убеждения замыкались бы лишь только на нем самом и не были бы известны никому, кроме него самого.

Вера в Бога — это не часть какой-то отдельной культуры. За всю историю человечества не существовало народа, который бы вообще никак не верил в Бога, был бы полностью атеистическим. А потому, для большинства быть верующими вполне естественно. Это подтверждает Арвид Карлссон, ученый-нейрофармаколог из Швеции, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2000 год. Он заявил в интервью итальянскому информационному агентству ACI, что вера в Бога прописана у человека в генах, а быть верующим — естественная форма жизни человека. «Мы рождены с генами, которые нам дал Бог. И это естественная форма жизни: в отношениях с Богом, в молитве к Богу и в вере в Бога» , — заявил ученый. Видимо, это одна из причин, по которой Иисус Христос в своей знаменитой нагорной проповеди сказал: «Блаженны (или счастливы) осознающие духовную потребность в Боге» (Матфея 5:3, Современный перевод WBTC).

Так что получается, что сотрудники правоохранительных органов по сути борются с моей естественной потребностью быть верующим. А я лишь хочу обладать правом на самого себя, правом думать, как мне думается, иметь свое мнение по тому или иному вопросу, приходить к своим выводам и формировать свои убеждения. Наши убеждения — часть нашей личности. Необоснованно запрещать нам иметь те или иные убеждения — это насилие над личностью.

Очевидно, это прекрасно понимали те, кто составляли Конституцию РФ, и они позаботились, чтобы право на вероисповедание было закреплено в главном законе государства. Мне очень нравится термин «вероисповедание». Это слово помогает понять истинную суть, природу веры. В Библии есть короткое высказывание: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Коринфянам 13:13). На примере большего из этих трех качеств, любви, хочу показать причину, почему я тогда в свой выходной день пришел поделиться своими убеждениями […].

Говорят, что нет больше той любви, которую испытывает мать к своему ребенку. Но, с другой стороны, трудно себе представить, чтобы мать уложила свое дитя в кроватку, села рядом с ним и днями напролет упивалась бы этим прекрасным чувством, совершенно забыв о том, что ребенок беспомощен и нуждается в заботе. Так что любовь — это не просто чувство. Это мощнейший мотиватор для матери заботиться о своем ребенке — удовлетворять все его нужды, лелеять его, согревать его своим теплом и так далее. Именно любовь дает ей сил изо дня в день выполнять самую тяжелую работу в мире — растить и заботиться о новом человеке.

Точно так же и вера. Она хоть и проявляется по-другому, но точно так же имеет в себе огромную силу, пытающуюся реализоваться в чем-то конкретном. Иначе с ней бы случилось то, о чем говорится в Библии: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иакова 2:17). И я как верующий человек хочу выражать свою веру так, как от меня ожидает мой Бог Иегова. И главный способ, как я уже говорил раньше — это делиться своими убеждениями, исполнять повеление Христа учить других соблюдать всё, что он повелел (Матфея 28:18, 19).

Я на своем опыте испытал, как Библия может положительно влиять на жизнь, как она может поддерживать даже в трудные времена. Самым тяжелым периодом в моей жизни стали подростковые годы, когда за пять лет я потерял шестерых близких, включая отца. Как я помню, с самого начала своей сознательной жизни я интересовался духовными вопросами, вопросами о Боге. Но позже, когда теряешь родных одного за другим, легко стать атеистом, не понимая, почему у меня, еще ребенка, Бог отнимает моих близких. Но к моему счастью, именно в тот период я начал изучать Библию. И для меня было большим утешением узнать, что Иегова, как сказал Иисус, является не «Бог[ом] мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Это означает, что Бог не давал жизнь людям для того, чтобы позже ее отнимать. Смерть не входила в Его первоначальный замысел. Не входит она и сейчас. Наоборот, Бог в своем Слове называет ее врагом, с которым будет покончено (1 Коринфянам 15:26). Я жду времени, когда исполнится вот это обещание Создателя: «Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деяния 24:15). Я с нетерпением жду новой встречи с родителями, с родителями моих родителей и даже с двумя прабабушками, которых я застал при жизни. Наконец я смогу узнать их лучше. Они вернутся к жизни не в тех условиях, в которых мы все сейчас живем. Ведь тогда, согласно Библии, над всем миром будет править лишь одно правительство — Царство Бога. Оно устранит все терзающие человечество проблемы. Восстановит экологию нашей планеты, покончит с преступностью, нищетой, болезнями, голодом и решит уйму других проблем. Обратит процессы старения вспять так, что такое понятие как «пожилой человек» уйдет в прошлое.

В итоге исполнится это обещание Иеговы: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4). То есть жизнь станет такой, какой она должна была быть изначально. Библия такое будущее называет «истинной жизнью» (1 Тимофею 6:19). Конечно, все это касается не только меня и моей семьи, а миллиардов, ожидающих воскрешения, и тех, кто будет их встречать. Бог снова сделает для человечества очень многое. Но, разумеется, чтобы такое будущее стало реальностью для человека, у Создателя к нему есть определенные требования. Они ясно изложены в Библии. И одно из них, которое касается меня — рассказывать другим о замыслах Бога, и о том, что необходимо делать, чтобы стать частью этих замыслов. В Писании сказано: «Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тимофею 4:16).

Есть такое выражение: «Из двух зол выбирают меньшее». Всё, что я рассказал выше, должно показать, что попасть в тюрьму на шесть с половиной лет для меня не так страшно, как потерять такое будущее. Если было бы возможно повернуть время вспять, перестал бы я проповедовать другим, чтобы не попасть в тюрьму? Нет, я бы все равно сделал тот же выбор, который привел меня на скамью подсудимых. Я всегда делился, делюсь и буду делиться своими убеждениями не только для того, чтобы самому попасть в такое будущее, но и чтобы помочь как можно большему числу людей достичь его. Я разделяю позицию Бога в отношении людей. Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:4). Но это лишь пожелание. Окончательный выбор — за самим человеком.

Я верю в исполнение обещаний Бога так, словно уже побывал в том будущем, о котором говорил выше, видел всё своими глазами и убедился, что оно реально. Я не могу молчать, так как считаю, что делиться своей верой с другими — это жизнеспасающее дело. Ко мне можно отнести такие слова из Библии: «Но, имея тот же дух веры, как написано: “я веровал и потому говорил”, и мы веруем, потому и говорим» (2 Коринфянам 4:13). Такое будущее — это вопрос как минимум трех вещей: времени, преданности Богу и стойкости, так как Иисус сказал: «Претерпевший же до конца спасется» (Матфея 24:13). И если мне нужно претерпеть тюрьму, значит, так тому и быть. Я не хочу в тюрьму, но и отказаться от своих миролюбивых религиозных взглядов, которые никому и никак не навредили, не могу!

Я стараюсь быть полезным членом общества и потому работаю дворником, чтобы делать наш город чище. […] У меня имеются положительные характеристики и грамоты, в том числе, от главы администрации города Ялты. Это делает еще более нелепым мои обвинения в экстремизме.

Надо сказать, что Свидетели Иеговы своей деятельностью известны в 240 странах и территориях. Но нигде их не судят за экстремизм, за какие-то крайние, радикальные взгляды. И эта ситуация вызывает недоумение у мировой общественности: как люди, которые не берут в руки оружие и даже готовы сидеть в тюрьме за это, люди, которые противятся всякого рода насилию и даже не используют бранных слов в своей речи, могут быть экстремистами? Недавно Швеция и Норвегия официально признали, что Свидетели Иеговы «вносят вклад в укрепление и поддержание фундаментальных ценностей», а также «играют активную роль в общественной жизни». Это всё потому, что Свидетели Иеговы стараются всеми силами на практике следовать «золотому правилу» Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфея 7:12).

Я вижу, что никто из участников этого процесса не испытывает злобы ни ко мне лично, ни к моей религии. Каждый просто выполняет свою часть работы, свой приказ. Вам, Ваша честь, предстоит поставить в этом деле точку. И я очень надеюсь, что Вы сможете исправить чудовищную ошибку, допущенную органами предварительного следствия и прокуратурой, и восстановить справедливость. Как сказал Цицерон: «Сила совести судьи велика».

Уважаемый суд, у меня нет чувства вины. Моя совесть чиста как перед Богом, так и перед государством. Я не совершил ничего плохого, за что меня нужно было бы наказывать. Сторона обвинения тоже не доказала того, в чем меня обвиняют. Рабочая группа по произвольным задержаниям Совета по правам человека при ООН тоже высказала свое мнение: я не виновен, и следует прекратить данное уголовное преследование. Поэтому прошу Вас меня оправдать и хочу приобщить мое последнее слово к материалам дела. Спасибо, что выслушали.