Последнее слово брата Дмитрия Маслова в суде в Минусинске

28 мая 2021 г. Красноярский край Из зала суда

В своем обращении к судье верующий отметил: «Я очень надеюсь, что вы не отнесетесь формально к вынесению приговора, а также что ваша фамилия не попадет в историю репрессий, но вы запомнитесь как человек, который сделал все возможное, чтобы защищать граждан своей страны от несправедливых обвинений».

Стенограмма судебного заседания в Минусинском городском суде Красноярского края от 28.05.2021 по делу 1-14/2021 (1-122/2020; 1-824/2019) по обвинению Маслова Дмитрия Анатольевича в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ.

Маслов Дмитрий Анатольевич: Перед своим выступлением хочу поблагодарить друзей, соверующих и родных за добрые слова поддержки за то, что интересовались процессом и приходили сюда, когда это было возможно. Вам это было не просто делать в условиях карантина. Поблагодарить хочу друзей, кто хотел, но не мог прийти, что молились и продолжаете горячо молиться за меня и мою жену. Хочу поблагодарить своих друзей, кто смог прийти сюда, чтобы свидетельствовать в мою защиту и помогли в объективном расследовании. Благодарю своего адвоката Дьякова Льва Викторовича за большую проделанную работу по защите и ценные консультации. Я, прямо сказать, был удивлен, когда по вашему ходатайству нам удалось встретиться по видеомосту с экспертами. Также господина Колиниченко за то, что принял от нас личное приглашение и пришел в зал суда. Спасибо моей маме, которая, имея тяжелые заболевания, приходила сюда, чтобы поддержать меня. К сожалению, ее не стало, она умерла. Мне ее очень не хватает. Благодарю свою супругу, что поддерживала меня в этот особенно трудный период моей жизни. Больше всего я благодарен Иегове, моему любимому Богу. Он дает мне понимание, как защищаться, дает мир и спокойствие, а также твердую уверенность в его поддержке. Хочу поблагодарить вас, Ваша честь, за то, что вы на квалифицированном уровне выдерживали во время всего процесса судейскую этику, обеспечивали равенство сторон и были внимательны к доводам стороны защиты.

Ваша честь! У меня нет и никогда не было преступных и экстремистских мотивов ни против кого бы то ни было лично, ни против государства или конституционного строя.

В подтверждение этому хочу озвучить лишь некоторые события из своей жизни.

В подростковые годы я занимался боевыми видами спорта: карате, кикбоксинг с 1990 по 1992 год. В то время моим тренером был Бабушкин Олег Васильевич, ныне известный в нашем городе предприниматель и бизнесмен. Но, познакомившись со Свидетелями Иеговы и изучая Библию, я узнал, что Бог Иегова осуждает жестокие виды спорта и любит миролюбивых людей. Это побудило меня оставить тренировки, чтобы угождать Богу.

В 18 лет я отказался нести воинскую службу по религиозным убеждениям. Я руководствовался принципом из библейской книги пророка Исаии, 2-й главы, 4-го стиха: «И будет Он [Бог] судить народы и обличит многие племена, и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Из этого места Писания видно, что Бог — это Верховный Судья над народами. А на Земле послушные ему люди из разных народов меняют оружия войны на орудия земледелия и даже не учатся воевать, то есть меняют мышление, отказываются иметь воинственный настрой, приобретая миролюбивый.

На моем месте работы, где я тружусь более 20 лет, в коллективе у меня со всеми сотрудниками хорошие деловые отношения. Никогда никаких конфликтов не было. При этом меня все знают как Свидетеля Иеговы. Также и среди соседей по моему месту жительства. Библия учит поступать с людьми так, как «хотите, чтобы с вами поступали люди» (Матфея 7:12). И еще в одном месте она призывает жить, заботясь не только о себе, но и об интересах других людей (Филиппийцам 2:4). Это действительно изменило мою жизнь.

Мы как группа верующих людей, Свидетелей Иеговы, каждый год весной предлагали свою помощь в уборке города от мусора. Хочу подчеркнуть, что именно как группа верующих людей, а не как члены юридического лица МРО. Я для этого созванивался и встречался с директором УБОС города Минусинска Татьяной Ивановной Пономарёвой, в то время она была директором. Я говорил о нашем желании и возможности убрать часть города. Она, в свою очередь, предлагала территорию для уборки. В последний раз это была часть сквера вдоль улицы Советская, прилегающая к площади Победы. Между Гормолзаводом и общежитием культпросветучилища. Это было в начале мая 2016 года. Я рад был осуществлять полезную для нашего города деятельность, и я уверен, что мои соверующие — братья и сестры — тоже с радостью в этом участвовали. Ведь мы не только разговариваем с людьми о Библии, но и живем в этом городе. Это разве похоже на то, как ведут себя экстремисты?

Поэтому хочу заверить вас, Ваша честь, что никогда никаких преступных мыслей и экстремистских мотивов я не имел и не имею. И хочу поблагодарить вас за то, что во время следствия по моему делу я мог оставаться на свободе.

На протяжении этих месяцев, пока длился процесс, я размышлял о словах Иисуса. Он о своих последователях и о своей проповеднической деятельности говорил, что она не только будет вызывать отклик в благодарных сердцах людей, но и станет причиной для жестокого преследования. Иисус сказал: «Помните слово, которое Я сказал вам: Раб не больше своего господина. Если меня гнали будут гнать и вас; если мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоанна 15:20). И еще Матфея 10:17,18: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища […], и поведут вас к правителям и царям за Меня для свидетельства им».

Я обратил внимание, что он не говорит здесь о деталях юриспруденции, конституции того или иного государства, что считать преступлением, а что нет, об обвинениях, какие они могут быть, или о частном мнении, или приговоре какого-то правителя или судьи. Он говорит просто по факту, что «будут отдавать вас в судилища за Меня для свидетельства им». Эти слова исполняются сегодня на ваших глазах.

Иисус хотел подготовить своих друзей к тому, что неизбежно будет! Это гонения! О каком свидетельстве так важно было услышать правителям, судьям и царям? Он говорит: «…поведут вас к правителям и царям за Меня для свидетельства им». Ну а кем был Иисус? Все знают, что он говорил о Царстве Бога — о Божьей форме правления как о единственной надежде для всего человечества на лучшую жизнь. Я сейчас не о какой-либо политике говорю, ей занимаются высокие чиновники. Я говорю о делах Бога.

В Библии сказано, что под правлением Царства Бога не будет войн и военных конфликтов, болезней, стихийных бедствий, преступности. Из Евангелия мы узнаем, что Иисус, когда жил на земле, показал на деле, что будет происходить в будущем. Мы читаем, что он не только учил, но и кормил тысячи голодных людей, исцелял больных, воскрешал умерших. Все это Иисус демонстрировал, как короткий видеоролик того времени, которое будет в будущем и тем самым показывая, что получил от Бога царскую власть. Из библейского повествования видно, что Иисус показал себя самым лучшим правителем от Бога. И современным правителям об этом тоже нужно узнать. Поэтому Иисус говорил: «Вас поведут к судьям и правителям за Меня». А вторая причина — «для свидетельства им».

Почему это так важно? Может, кто-то внутри себя сейчас допустит мысль: зачем об этом сейчас говорить, даже в суде использует возможность проповедовать. Но дело в том, что Иисус произнес слова, имеющие точное отражение в современной истории. Приходилось ли вам, Ваша честь, наблюдать такой судебный процесс, когда решение, которое нужно судье вынести, кажется очевидным? Но приходит свидетель и дает свидетельство. Он говорит всего несколько слов, и становится объективным, что решение следует принять противоположное. Как часто говорят люди в таких случаях словами Иисуса: «Все тайное становится явным». Так вот, в Библии много примеров такого свидетельства в подтверждение того, что Царство Бога скоро будет править над землей.

Хочу привести несколько примеров тех случаев, когда тайное становится явным. Откровение 11:18: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю». Всего четыре слова свидетельства из Библии: «и погубить губивших землю». Кто-то может утверждать обратное, что земля не губится? Разве мы сейчас не в это время живем, когда человек губит землю? Раньше такое предположить было бы крайне сложно, потому что промышленность не была так развита. Но сейчас мы часто слышим в новостях об экологических катастрофах в разных странах. И это факт. И что сказанное выше в этом же стихе тоже соответственно относится к нашему времени или скорому будущему.

Или вот как, например, Библия описывает, что многие проблемы современного общества связаны с бездуховностью. 2 Тимофею 3:1–5: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добро, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». Вряд ли кто-то станет утверждать, что эти характерные черты современному обществу не присущи. То, что это прямое следствие бездуховности, очевидно из слов «более сластолюбивы, нежели боголюбивы». Наслаждение и удовольствия важнее любви к Богу. Разве это не подтверждение того, что «тайное становится явным»? Лично для меня, Ваша честь, это логично и убедительно.

Еще эти слова Иисуса: «поведут вас к судьям и правителям за Меня» означают, что Иисус сам столкнулся с несправедливым преследованием, и тем, кому они достаются сейчас как последователям Иисуса, он обязательно поможет с ними справиться. Лично я в этом также уверен. Он пообещал, что будет помогать своим последователям продолжать проповедовать о Царстве Бога. Как я уже говорил, предупреждая наперед, Иисус не стал уточнять, какая будет форма правления, какие законы, в чем будут обвинять его последователей и какие выносить приговоры… Он сказал просто: «Я с вами…». Я хочу зачитать эти слова полностью из Матфея 28:18–20. Когда Иисус возвращался на небо к Богу, он пообещал руководить делом проповеди и защищать собрание своих последователей здесь, на земле: «Дана мне вся власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что я повелел вам. И вот я с вами до скончания века» или «завершение системы вещей», как говорят другие переводы. А это означает, что его последователи, несмотря на гонения, будут успешны, и в конечном итоге будут оправданы. В подтверждение исполнения этого обещания Иисуса хочу привести два кратких исторических очерка на основании фактов минувшего столетия на примере двух таких государств, как фашистская Германия и Советский Союз.

Свидетели Иеговы в нацистской Германии

Нацистское государство подвергло христиан таким гонениям, которые можно назвать одними из самых жестоких в истории. Информация, используемая мною здесь, взята из документального исторического фильма «Мужество Свидетелей Иеговы перед лицом нацизма».

Кирстен Йон, заместитель директора Вевельсбургского областного музея, рассказывает, с чем приходилось сталкиваться Свидетелям Иеговы в то время: «Еще до того, как Свидетелей Иеговы начали арестовывать и заключать в тюрьмы по приговору специальных судов и позднее содержать под стражей, они уже страдали от экономических и социальных репрессий: потери работы, бойкотировании их частных предприятий, невыплаты пенсий и пособий по безработице». Причиной таких мер были отказы Свидетелей Иеговы произносить приветствие «хайль Гитлер!».

Нацисты лживо клеймили Свидетелей Иеговы коммунистами, врагами государства, якобы составившими заговор с евреями, чтобы захватить власть над миром. Кристин Кинг, проректор Стаффордширского университета в Великобритании, сообщает об их отношении к властям того времени: «С самого начала позиция Свидетелей Иеговы была ясна: они всегда занимали сторону политического нейтралитета. Первое время делались попытки объяснить властям суть нейтралитета и показать отсутствие в нем политической угрозы».

7 октября 1934 года Свидетели Иеговы направили Гитлеру всемирный протест, в котором просили прекратить преследования их соверующих в Германии.

Позднее тысячи Свидетелей Иеговы — из Германии, Австрии, Польши, Чехословакии, Нидерландов, Франции и других стран — были брошены в концлагеря.

Здесь интересен факт, о котором высказываются историки: «Свидетели Иеговы одними из первых попали в Дахау, первый типичный концлагерь, и в трудовые лагеря в 1934 и начале 1935 гг.»,— говорит Кристин Кинг, профессор истории.

Также про лагерь Равенсбрюк Зигрид Якобайт, историк, сообщает: «Первыми, кто появился здесь в мае 1939 г., были в основном не политические заключенные, а Исследователи Библии». 12 000 Свидетелей прошли через концентрационные лагеря и тюрьмы, погибло около 2 000. С 1937 г. в лагерях их отличали лиловым треугольником. «Они были единственной религиозной группой, составившей отдельную категорию заключенных»,— высказался Вульф Бребек, директор Вевельсбургского областного музея.

В лагерях Свидетели подвергались самому бесчеловечному, самому садистскому обращению, какое только можно себе представить. Их часто оскорбляли и избивали, а затем заставляли часами приседать, прыгать и ползать до потери сознания. Некоторых заставляли раздетыми или полураздетыми стоять на морозе. Многих били кнутом, пока они не лишались сознания, а их спины не багровели от крови. На других проводили медицинские эксперименты. Некоторых со связанными за спиной руками подвешивали за запястья. Свидетелей, ослабевших от голода и плохо одетых, принуждали к многочасовому тяжелому труду на лютом морозе. Из-за чего Свидетели Иеговы терпели такие муки?

Свидетели Иеговы попадали в концлагеря не потому, что были преступниками. Например, если кто-то из начальства желал, чтобы его побрили, бритву доверяли Свидетелю, поскольку знали, что он ни за что не воспользуется ею для причинения вреда ближнему. Когда в лагере смерти Освенцим эсэсовцам нужно было, чтобы кто-нибудь убирал их дом или присматривал за их детьми, они выбирали Свидетелей, зная, что те не будут пытаться сбежать или отравить детей. Когда в конце войны эвакуировали лагерь Заксенхаузен, охранники распорядились, чтобы повозка с их трофеями находилась посреди колонны Свидетелей. Почему? Потому что они знали, что Свидетели ничего не украдут.

Свидетели Иеговы находились в заключении за веру. Им неоднократно обещали, что их освободят из концлагеря, стоит им только подписать отречение от своих убеждений. Никому из заключенных не предлагали ничего подобного. Возможность выйти из лагеря была только у Свидетелей Иеговы. Эсэсовцы делали все, что могли, чтобы уговорить или же силой заставить Свидетелей подписать это заявление. Это было их главной целью.

При таком яростном воздействии со стороны властей на Свидетелей Иеговы чтó в них видели другие заключенные, находившиеся с ними рядом?

Кристин Кинг, профессор истории, вспоминает: «Мне еще не приходилось встречать бывшего узника, который бы не помнил Свидетелей. Эта маленькая группа резко выделялась на общем фоне… Они рассказывают, как Свидетели Иеговы делились пищей и заботились друг о друге, с какой искренностью общались с другими заключенными и поддерживали их».

Стоит также отметить, что, в то время как ненависть нацистов к евреям нарастала и охватила даже религиозную общественность, по словам профессора истории Джона Конуэйа, немало представителей церкви призывали всенародно ненавидеть евреев. «Среди Свидетелей Иеговы ничего подобного не было»,— говорит он. Детлеф Гарбе, немецкий историк, тоже высказался по этому поводу: «Антисемитизм стоит в одном ряду с расизмом, и Свидетели Иеговы ни за что бы не согласились с мнением, что евреи стоят ниже других только из-за своего происхождения. Свидетели считали, что у всех людей одинаковые права и достоинства». И здесь закономерны вопросы, которые Сузанна Хешел, профессор религии, задает вопрос — и вывод, который она делает: «Что, если бы лютеранская церковь поступила как Свидетели Иеговы? А католическая? По-моему, вся история сложилась бы иначе».

Так все-таки, Ваша честь, кто же Свидетели Иеговы: разжигатели расовой и религиозной нетерпимости или, наоборот, миротворцы? Сегодня Свидетелей Иеговы в Германии намного больше, чем было в то время. Они официально признаны одной из многочисленных религий в этой стране.

Свидетели Иеговы в Советском Союзе

Как к Свидетелям Иеговы относилось правительство Советского Союза? Информация, используемая мною здесь, частично взята из фильма «Верные в испытании» о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе и из книги религиоведа Иваненко «О людях, никогда не расстающихся с Библией».

До начала Второй мировой войны в 1939 г. Свидетели Иеговы оставались малочисленным религиозным течением. Поэтому они не привлекали к себе особого внимания. Однако после присоединения к Советском союзу Латвии, Литвы, Эстонии, Молдавии, частей Чехословакии и Восточной Польши их число возросло. Это привлекло внимание КГБ, и уже в августе 1948 года пять человек, руководивших деятельностью Свидетелей Иеговы в Эстонской ССР, были арестованы и брошены в тюрьму. На отправленный по этому задержанию протест со стороны Свидетелей к правительству Эстонии был ответ: еще более участившиеся задержания.

Виктор Бондаренко, председатель Государственного комитета Украины по делам религии, описывает то время: «Свидетели Иеговы находились в одном из наиболее бедственных положений в Украине и в Союзе в целом. Если она [власть] колебалась по отношению к православной церкви или по отношению к другим религиозным организациям, то здесь это давление было наиболее стабильным».

Одним из задержанных в то время был гражданин Эстонской ССР Лембит Тоом. В 1951 году его приговорили к 10 годам рабского труда в Сибири. Его с другими Свидетелями отправили за тысячи километров от дома, в лагерь, находившийся далеко за Полярным кругом, в хорошо известный нам с вами Норильск. Еще по пути к лагерю в Красноярске у него украли зимнюю одежду. Последние 15 километров пути от норильского вокзала они прошли пешком. В летнем плаще, кепке и легкой обуви ему пришлось идти по глубокому снегу до трудового лагеря, который был за городом. Полученное из-за переохлаждения сильное воспаление ушей начальство расценило как «нарушение покоя в лагере» и, сначала избив, поместило Тоома в карцер на месяц.

Было время, когда заключенные, требуя освобождения, устраивали забастовки и бунтовали. Мятежи подавлялись военными. Во время бунта в Норильске было убито 120 заключенных, но Свидетели не участвовали в мятежах, и никто из них не был убит или ранен. И тут напрашивается вопрос: кем здесь показали себя Свидетели Иеговы — бунтарями и зачинщиками мятежей против власти или же послушными гражданами, мирно верующими в Бога? Как видно из жизни Лембита Тоома, даже сталкиваясь с несправедливостью и жестокостью со стороны властей, он не ожесточился и не воспользовался моментом, чтобы поддержать мятеж. Всего Тоом страдал за веру от гнета тоталитарного режима на протяжении 50 лет.

Другим примером жертв репрессий были более 5000 тысяч семей Свидетелей Иеговы с Украины, Молдавии, Белоруссии и Прибалтики, которые в апреле 1951 года по указу Сталина были массово высланы в Сибирь, на Дальний Восток и в Казахстан на «вечное поселение». Только представьте, сколько усилий потребовалось, чтобы организовать эту кампанию! Ведь всего за один день на такой обширной территории были арестованы тысячи семей Свидетелей Иеговы. Для этого нужно было организовать сотни, если не тысячи, сотрудников, чтобы сначала выявить всех Свидетелей, а затем под покровом темноты внезапно ворваться сразу во многие дома. После этого требовалось посадить людей на повозки, телеги и другие средства передвижения, доставить к железнодорожным станциям, а там погрузить в товарные вагоны.

Как вы знаете, Ваша честь, на протяжении всей истории России в Сибирь ссылались миллионы людей, обвиненных в самых различных преступлениях. Но задокументировано два печальных исторических факта: 1) только Свидетели Иеговы подверглись массовой высылке в Сибирь за свои религиозные убеждения; 2) во время массовой высылки советские власти предлагали им избежать этой участи — подписать документ отказа от принадлежности к Свидетелям Иеговы, отказ от веры.

Валерий Борщёв, депутат Государственной Думы (1995–1999 гг.) высказался по поводу гонений на Свидетелей: «Всякий человек, который изучал историю гонений по каким бы ни было признакам, всегда видел, что гонения строятся на лжи, когда гонимого надо оболгать, надо представить его в том виде, чтобы это вызвало неприязнь общества, чтобы общество было на стороне гонителей». К чему вели такие клеветнические нападки? Вот два случая, описанных в книге «О людях, никогда не расстающихся с Библией» религиоведа Сергея Иваненко.

Иван Куцин из семьи Свидетелей Иеговы еще в 50-х годах, будучи школьником, подвергался издевательствам и насилию со стороны учителей: «Когда директор заходил в класс и видел, что я опять без галстука,— рассказывает Иван,— он выходил из себя, набрасывался на меня, словно разъяренный пес, хватал полено и кричал, что убьет. Потом… крепкими узлами завязывал на мне галстук и швырял меня на парту, как футбольный мяч».

А вот другой случай, произошедший в городе Назарово в 1976 году. В ночь с 13 на 14 августа Ф. А. Симанович, член КПСС, депутат горсовета, работавший слесарем, убил из охотничьего ружья родственников жены, которые были Свидетелями Иеговы. По заявлению Симановича, мотивом совершенного им преступления «является вовлечение его жены и дочери в секту Свидетелей Иеговы». Как свидетельствует супруга Симановича, местные партийные руководители постоянно упрекали ее мужа, что он плохо воспитывает свою семью, которая остается в плену религиозных пережитков. Ф. А. Симановича осудили на 10 лет. Когда после вынесения приговора его жена с детьми вышла из здания суда, они подверглись нападению толпы, кричащей: «Вас тоже надо было убить!»

И снова актуален вопрос: кто в этих случаях разжигал религиозную нетерпимость и ненависть? Как видно, сами Свидетели Иеговы были жертвами режима, ведущего активную борьбу с ними и настраивающего против них общество.

[…]

Я думаю, что вы согласитесь с аксиомой, что самые хорошие граждане — это те, кто с охотой следуют закону и повелениям своего правителя. Давайте прочитаем, как это относится к судам Бога. Исаия 2:2а, 4: «И будет в последние дни […] Он [Бог] будет судить многие народы и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Когда люди из разных народов узнают законы и повеления Бога Иеговы, это побуждает их перестать воевать друг с другом. Бог судит народы и обличает через Библию, эти люди начинают понимать, что Бог желает им мира и поэтому дает свои законы. И люди из разных народов с охотой меняют свое отношение к войне, образно говоря, перековав «мечи на орала и копья на садовые ножи».

Вы наверняка заметили, что происходить это будет тоже в последние дни — наше время. Сегодня, как это часто слышно из новостей, в разных странах происходят большие и маленькие военные конфликты. Но Свидетели Иеговы и те, кто соглашается с ними изучать Библию, в этом не участвуют. Мы против кровопролития, потому что хотим угождать Богу и жить по его заповедям. Я могу говорить об этом, потому что я применил эти судебные решения Бога Иеговы к себе и изменился в соответствии с ними. И я уверен, что сегодня по всему миру миллионы людей доброй воли, желающие угождать Богу, с охотой поступают так же, признавая Его своим Судьей и Правителем.

Как принято считать, современная Россия является правопреемницей Советского Союза. Но она же не обязана перенимать этот исторический и правовой горький опыт ошибок Советского Союза — преследование верующих Свидетелей Иеговы.

Хочу привести высказывание Путина Владимира Владимировича от 1 ноября 2018 года: «Осуществляется беспардонное, грубое вмешательство в церковную жизнь. Подобная политика чревата серьезными последствиями, она опасна! Убежден, жизнь все расставит по местам, потому что нельзя заставить людей идти против своей веры, своих традиций, семейной родословной, в конце концов, против правды, справедливости и просто здравого смысла!» Владимир Владимирович говорил в данном случае не о Свидетелях Иеговы. Но эти слова верны, ведь он говорит об общечеловеческих принципах и ценностях.

Я очень надеюсь, Ваша честь, что вы не отнесетесь формально к вынесению приговора, а также, что ваша фамилия не попадет в историю репрессий, но Вы запомнитесь как человек, который сделал все возможное в своих обстоятельствах, чтобы защищать граждан своей страны от несправедливых обвинений. Прошу вас, Ваша честь, защитить мои права, закрепленные в 28 статье Конституции РФ, вынести мне оправдательный приговор и признать за мною право на реабилитацию.