Последнее слово брата Романа Барановского в Абакане

24 февраля 2021 г. Хакасия Из зала суда

Если цель наказания — предупреждение совершения новых преступлений, то разве я совершал преступления? Как указывает правительство РФ, для молитв никаких специальных разрешений не требуется»,— заявил верующий в обращении к суду, назвав обвинения в его адрес голословными.

Стенограмма судебного заседания в Абаканском городском суде Республики Хакасия (г. Абакан) от 24.02.2021 по делу 1-34/2021 (1-707/2020) по обвинению Барановского Романа и Барановской Валентины в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ.

Барановский Роман Любомирович: Прежде всего, хочу поблагодарить вас, Ваша честь, за ту атмосферу, которая была на этом процессе, и что вы терпеливо и с добротой относились к моей юридической неосведомленности. Вы действительно соблюдаете высокую культуру поведения в процессе, ведете себя достойно, терпеливо и вежливо в отношении всех участников процесса.

Спасибо секретарю за вежливость и профессионализм!

Отдельные слова благодарности всем прокурорам, представлявшим сторону обвинения, за уважительное отношение и за старания правильно произносить имя Бога. Надеюсь, Светлана Анатольевна передаст эти слова и Неткачевой Елене Анатольевне и Наталье Петровне с библейской фамилией Соломон.

Огромное спасибо моему адвокату за то, что Вы, проникнувшись всей трагичностью происходящего, взялись защищать меня, несмотря на занятость на работе!

Большое спасибо адвокату моей мамы за ее защиту!

Спасибо всем моим друзьям, которые, несмотря на то что их не пускали в зал суда, приходили поддержать нас возле здания. А всем остальным моим братьям и сестрами во всем мире тоже большое спасибо за ваши молитвы! И спасибо Иегове, ведь он отвечает на эти молитвы, давая нам спокойствие и силы принять любое решение суда.

Меня обвиняют, по сути, в исповедании веры, потому что именно действия по исповеданию веры, по версии стороны обвинения, являются подтверждением моей противоправной деятельности, а именно: песнопения, прославляющие Бога, совместные молитвы и обсуждение Библии у меня дома со своим друзьями и знакомыми, и то, что мы для этого договаривались друг с другом о встречах. И это в XXI веке! Неужели такое возможно? Как это может подорвать конституционный строй нашей страны?

Во время предварительного следствия Ермакова О. М., следователь Следственного комитета, прямо мне говорила: «Зачем вам страдать за веру, Вы ж не боярыня Морозова?» Как известно, боярыню Морозову преследовали и умертвили за то, что она придерживалась взглядов староверов. Из этих слов следователя и из истории видно, что у нас снова обвиняют людей за веру, и что меня обвиняют именно за мою веру, подгоняя это под экстремизм и организацию экстремистской деятельности.

Если заглянуть в историю не так далеко, в век двадцатый, то там была статья 58, по которой судили и Свидетелей Иеговы. А в 1951 году советское правительство распорядилось выселить всех Свидетелей Иеговы в Сибирь, причем каждому был предложен выбор: подпиши заявление об отречении от веры и оставайся дома или поедешь в ссылку. Как я уже говорил, российское правительство в 1996 году признало Свидетелей Иеговы жертвами политических репрессий и реабилитировало их. На заседании Совета по правам человека, которое провел президент РФ в декабре 2019 и 2020 годов, обращалось внимание на важность сохранения памяти о жертвах репрессий. Для чего? Главным образом для того, чтобы история не повторилась. Но, к сожалению, в случае со Свидетелями Иеговы история ничему не учит, а повторяется. Сегодня пишется история о том, как на Свидетелей Иеговы за мирное исповедание незапрещенной веры навешивается ярлык экстремистов, ранее в этой истории навешивали ярлык врагов народа, а ярлык сектантов навешивается даже не со времен царской России, а как минимум со времен христиан первого века и по сей день.

В Кодексе судейской этики говорится: «Судья должен проявлять корректность в общении с гражданами, с уважением относиться к нравственным обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету судебной власти». Спасибо, вам, Ваша честь, что именно так стремитесь вести этот процесс!

Эти слова из Кодекса судебной этики подразумевают, что судья должен быть хорошо знающим жизнь. В том числе жизнь и принципы тех, кого приходится судить. Наверняка это помогает разобраться в мотивах подсудимых и оценить степень общественной опасности рассматриваемых деяний. Стороной обвинения мне приписываются экстремистские мотивы. Однако, пожалуйста, Ваша честь, обратите внимание, что мои убеждения основаны на Библии и не могут быть экстремистскими.

В религиоведческой экспертизе, а также выступлениях религиоведов Анжигановой и Волкова давались довольно-таки общие, а со стороны Волкова откровенно предвзятые представления об убеждениях Свидетелей Иеговы. Вам, как человеку, которому необходимо хорошо знать жизнь, возможно, будут нужны следующие знания о том, почему нас нельзя причислять к экстремистам.

Например, я верю в то, что, согласно Библии, единственным истинным Богом является Иегова, потому что об этом сказал Иисус Христос, что написано в Евангелии от Иоанна 17:3. А в первом послании Иоанна 4:8 сказано, что «Бог есть любовь». Любовь — это не просто главное качество, которое привлекает меня в Боге, это еще и главное качество христианина, потому что о своих учениках Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». И Свидетели Иеговы — это по-настоящему всемирное братство без границ, мы любим друг друга независимо от места жительства, национальности, положения в обществе. И это не просто чувство, это любовь в действии: сегодня мы помогаем друг другу справиться с последствиями пандемии, когда случается стихийное бедствие, мы спешим на помощь, причем помогаем не только своим по вере. Мы не афишируем это, так как Христос заповедовал: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матфея 6:3). Думаю, если запрещать и пресекать такие действия, подводя их под статью 282.2 УК РФ, ничего хорошего из этого не выйдет.

Еще хочу сказать о выдающемся проявлении любви Бога к людям. На заре человеческой истории наши прародители, Адам и Ева, восстали против Божьего правления, желая устанавливать собственные нормы добра и зла, избрав путь независимости от Бога. В результате они утратили совершенство, стали грешными и передали своим потомкам, то есть нам всем, по наследству грех и смерть, как это описывается в библейских книгах Бытие 3:1–5, 17–19; Римлянам 5:12. Однако Иегова Бог допустил это только на время, чтобы его создания раз и навсегда усвоили важный урок: независимость от Бога не приносит настоящего счастья. И человеческая история служит ярким тому подтверждением: во все века люди воевали, существовала преступность, а нравственные нормы падают все ниже и ниже, и даже если у нас лично все в порядке, мы все равно стареем и умираем. Но это не входило в первоначальный замысел Бога, ведь он, создав наших прародителей, поселил их в прекрасных условиях. И даже после того, как они отвернулись от Бога, он решил, что у каждого потомка Адама и Евы будет возможность приблизиться к нему, и таким людям он подарит вечную жизнь, когда восстановит свое правление над людьми и уберет все зло. Для этого 2000 лет назад Бог перенес жизнь своего духовного сына в утробу иудейской девушки Марии, которая родила Иисуса, сына Бога, как человека. Впоследствии Иисуса Христа казнили, хотя он и не заслужил этого. Тем не менее, живя на земле, Христос выполнил все, для чего был послан. В итоге Бог воскресил Иисуса, но уже как могущественную духовную личность для жизни в духовной сфере. И воскресший в духе Христос добровольно отдал Богу свое право на совершенную человеческую жизнь как выкуп взамен утраченной Адамом совершенной жизни. Это величайший дар Бога и его Сына, потому что на основании этой искупительной жертвы Бог подарит людям вечную жизнь и прощение грехов. Поэтому в Библии сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16).

Поэтому я не хочу оказаться неблагодарным Иегове и его Сыну, перестав поклоняться Богу так, как он этого требует на правах Создателя. Я имею ввиду требование Бога «не оставлять собрания своего», записанное в Библии в Евреям 10:25, то есть требование встречаться вместе с другими ми для удовлетворения своих духовных потребностей. Однако сторона обвинения подводит это совместное вероисповедание, гарантированное Конституцией и международным правом, под статью 282.2 УК РФ, как бы подрисовывая к статье 28 Конституции РФ две двойки с точкой между ними и заменяя слово Конституция на УК.

Хочу коснуться некоторых моментов обвинения.

Сторона обвинения утверждает (цитата из обвинительного заключения, пунктуация и орфография сохранены): «10.01.2018 организовал лично сбор от членов МРО Свидетелей Иеговы, денежных средств на нужны Организации и МРО Свидетелей Иеговы, контролируя их поступление и расходование, давая участнику МРО Свидетелей Иеговы Бозыкову П. М. указания о расходовании денежных средств». Однако в ходе судебного следствия бездоказательными остались следующие моменты, которые прошу исключить из обвинения:

· Не было никаких действий и высказываний, направленных на организацию мной денежных сборов.

· Не было членов МРО Свидетелей Иеговы, членство присутствующих в МРО Свидетелей Иеговы не установлено.

· Не установлен источник упомянутых денежных средств.

· Не установлено расходование денежных средств на нужды экстремистских организаций.

· Не установлено фактов контролирования с моей стороны поступления денежных средств на нужды организации и МРО Свидетелей Иеговы.

· Не установлено, что я давал указания Бозыкову П. М. о расходовании собранных средств, тем более на экстремистские цели или на продолжение, возобновление деятельности ликвидированных организаций.

Также в ходе судебного следствия не доказаны действия организационного характера с моей стороны, направленные на организацию хранения религиозной литературы Организации и иной информации в электронном виде и разрешения использовать религиозную литературу в печатном виде только среди лиц пожилого возраста и иных лиц, испытывающих затруднения в использовании цифровых носителей информации.

В своих прениях прокурором неоднократно озвучивалось, что я «решил продолжить работу международной религиозной организации», «Барановским была создана религиозная организация, которая по своей сути продолжила деятельность ликвидированной международной религиозной организации Свидетелей Иеговы Южная, Абакан». Эти утверждения считаю бездоказательными, поскольку я никогда не желал продолжать или возобновлять деятельность какого-либо ликвидированного религиозного объединения, и в конце концов ликвидирована по решению Верховного суда РФ от 20.04.2017 года была не международная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Южная, Абакан», а местная религиозная организация, насколько мне известно из материалов дела, где имеется копия судебного решения ВС РФ. Поэтому прошу исключить из обвинения этот момент.

Еще в ходе судебного следствия не была доказана моя роль как организатора… Не доказано, что кто-то из участников совместного вероисповедания выполнял какие-либо активные действия по моим указаниям. Свидетели Иеговы скептически относятся к человеческому лидерству, потому что в Евангелии от Матфея 23:8-10 есть следующее руководство для нас, которое дал сам Иисус Христос: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос».

Сторона обвинения утверждает, что у меня был мотив подорвать конституционный строй с помощью возбуждения ненависти, вражды, унижения достоинства людей по признаку принадлежности к религии или другой социальной группе. Однако сторона обвинения не привела ни одного факта, доказывающего, что у меня был преступный умысел: где, когда и как я выражал преступное желание создать экстремистскую организацию; где, когда и как я выражал желание подорвать конституционный строй России; где, когда и как я возбуждал ненависть и унижал достоинство по признаку принадлежности к религии или другой социальной группе или вообще по какому-нибудь признаку? Согласно пункта 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ №11 от 28.06.2011 преступление, предусмотренное статьей 282 УК РФ, совершается только с прямым умыслом, а потому подлежит доказыванию именно этот преступный умысел. Если он не доказан, значит и не было преступления, описанного в ст. 282 УК РФ. Ещё раз подчеркну, что мои мотивы были и остаются чистыми, я не желал и не желаю подрывать конституционный строй нашей страны, а, наоборот, желаю, чтобы в нашей стране строй был настолько крепким, что никто бы не боялся того, что Свидетели Иеговы мирно молятся, читают Библию и поют песни, прославляющие Бога, потому что в действительности это не представляет никакой угрозы никому. Вопреки утверждению стороны обвинения о наличии у меня осознанного преступного умысла я не осознавал и до сих пор не осознаю, несмотря на все голословные обвинения, какую опасность конституционному строю представляют наши совместные молитвы, чтение Библии, песнопения; я не понимаю почему, если мои действия были умышленными, преступными и опасными, за ними спокойно наблюдали, не пресекая 1,5 года сотрудники УФСБ, при том что собирались мы в одном и том же составе, совершали одни и те же действия: читали Библию, молились, пели?

Стороной обвинения мне приписывается преступный умысел, что я желал продолжения деятельности запрещенной организации. Однако я желал не продолжения деятельности запрещенной организации, а хотел и хочу исповедовать свою веру вне рамок запрещенных организаций, удовлетворяя свои духовные потребности. Наоборот, я не желал и не желаю, чтобы мои действия хоть как-то были направлены на продолжение деятельности запрещенной МРО. Я в здравом уме и потому хотел бы не иметь ничего, что могло бы быть истолковано, как продолжение запрещенной деятельности. Но мне непонятно, каким образом я с соверующими могу собраться, чтобы обсуждать Библию, вместе помолиться и спеть песни, прославляющие Бога.

Преследования за веру всегда наносили удар по репутации правоохранительной системы, то же самое и сегодня: нападки на Библию, превращение мирных граждан, Свидетелей Иеговы, в экстремистов — все это бьет по авторитету правоохранительной системы и авторитету нашей страны на международной арене. Я за эти полтора года, с момента как нас преследуют, не встретил ни одного знакомого, который положительно бы отозвался о гонениях на Свидетелей Иеговы. Наоборот, все они в шоке, особенно после запрошенного стороной обвинения наказания в отношении нас. Все понимают, что я и моя мама далеки от экстремизма, как небо от земли, и что преследует нас за веру. Вспоминается фраза Жванецкого, которую можно применить в связи с бессмысленностью гонений на Свидетелей Иеговы, он сказал: «Ежели, конечно, задаться целью извести народ, как-то уменьшить нагрузку на почву, тогда надо продолжать» (М. Жванецкий, монолог «Тщательней»). Да, 175 000 своих граждан, Свидетелей Иеговы, если задаться целью извести, то, видимо, надо продолжать.

Сторона обвинения просит, чтобы при назначении нам наказания суд не нашел оснований для применения положений статьи 73 УК РФ, признав, что характер и степень общественной опасности содеянного указывает на то, что цели наказания могут быть достигнуты только в условиях изоляции от общества, но в то же время обстоятельства, отягчающие наказание, отсутствуют. Таким образом, приведя лишь общие положения закона о назначении наказания и о порядке применения статьи 73 УК РФ, сторона обвинения не указала мотивы, которые бы свидетельствовали об отсутствии возможности исправления без реального отбывания наказания. Кроме того, никаких потерпевших в нашем деле нет, также от меня не исходит никакой опасности ни конституционному строю, ни каким-либо группам, ни каким-либо людям.

Если цель наказания — восстановление социальной справедливости, то в чем была нарушена мной социальная справедливость? Какие факты ее нарушения были установлены во время судебного следствия? Никакого нарушения не было, поэтому наказывать меня не за что!

Если цель наказания — предупреждение совершения новых преступлений, то разве я совершал преступления? Как указывает правительство РФ, для молитв никаких специальных разрешений не требуется, а статья 28 Конституции РФ позволяет мне исповедовать совместно с другими незапрещенное вероучение Свидетелей Иеговы. Если меня хотят осудить за эти действия, чтобы в дальнейшем я больше не молился, не читал Библию и не восхвалял Бога в песнях совместно с другими, то не является ли это грубым нарушением моих прав и социальной справедливости?

Если цель наказания — исправление, то в чем я должен исправиться в ближайшие восемь лет, по мнению стороны обвинения? За последние 25 лет я несколько раз встречал такое мнение о Свидетелях Иеговы: люди вы хорошие, вот только вера у вас неправильная. Но я такой, каким меня знают люди, в том числе написавшие характеристики, именно благодаря этой своей вере, а не другой. Благодаря моей вере я уважаю взгляды людей, не разделяющих мои; стараюсь качественно выполнять свою работу, не матерюсь, не курю, не напиваюсь, не употребляю наркотики (от чего, к сожалению, умер мой двоюродный брат), я миролюбивый человек, меня не боятся даже тайные свидетели, желающие мне зла, которых я прекрасно знаю. Все это, благодаря моей вере, и благодаря ей я счастлив и спокоен, потому что в Библии Бог сам назван счастливым (1 Тимофею 1:11). 25 лет мы молились, читали Библию и никогда никому вреда не несли: ни людям, ни государству. Я никогда ни у кого ничего не украл, не причинил никому вреда. Почему после этого решения ВС РФ от 20.04. 2017 года обвинение полагает, что я вдруг стал опасен? Так в чем же я должен исправиться? Перестать вместе с соверующими поклоняться любящему и заботливому Богу Иегове? И кем я должен стать? Неужели теперь все Свидетели Иеговы всегда будут причисляться к ликвидированному 20.04.2017 года Управленческому центру или к МРО?

Я уверен, что настоящее счастье зависит от осознания того, что тебя одобряет Бог. Его одобрение зависит от того, поступаешь ли ты по любви к нему и ближним. Любовь к Богу и к ближним — это и есть главный мотив всех моих действий. И это не имеет ничего общего с экстремизмом, который является сутью всех частей 282 статьи УК РФ.

Я очень надеюсь, Ваша честь, что вы не отнесетесь формально к вынесению приговора, а также, что ваша фамилия не попадет в историю репрессий, но вы запомнитесь как человек, который сделал все возможное в своих обстоятельствах, чтобы защищать граждан своей страны от несправедливых обвинений.

С уважением,

подсудимый Барановский Р. Л.