Последнее слово Сергея Филатова в г. Джанкой, оккупированной территории Крыма.

Стенограмма судебного заседания в Джанкойском районном суде Республики Крым от 28.02.2020 по делу № 1-348/2019 по обвинению Филатова в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ.

Сергей Филатов: Уважаемый суд!

Хочу обратиться со своим последним словом ко всем присутствующим, кто находится в этом судебном зале. В первую очередь к вам, Ваша честь, также гособвинителю, секретарю, судебным приставам и моим защитникам. Также хочу каждого поблагодарить за то, что вы приложили немало усилий — каждый из вас — чтобы понять, что здесь происходило и о чем шла речь на протяжении 21 судебного заседания. […] Моих защитников Станислава Анатольевича и Олега Михайловича за поддержку во время процесса и защиту моих прав.

Также хочу поблагодарить моих друзей, которых у меня очень много, которые приходили к зданию суда, невзирая на непогоду и возможные недомогания. При этом многие приезжали с разных городов Крыма, России, Украины, Беларуси, поддерживали меня и мою семью своим присутствием. О них верно сказано в Библии, Притчи 17:17: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья».

Особо хочу поблагодарить мою семью, мою супругу, моих четверых детей, моих престарелых родителей, которые на протяжении всего периода следственных действий и судебного процесса поддерживали меня и были рядом, особенно моя дорогая жена Наталья. […] Благодарю моего Бога Иегову за мою супругу, которая очень сейчас сильно переживает. О таких верных женах сказано в Библии, Притчи 31:10-11: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка».

Приближается к завершению этот процесс. Меня обвиняют в экстремизме. Вы должны принять решение. На Вас лежит большая ответственность. Очень хочется помочь Вам вынести не только законное, но и справедливое решение. […] Очень хочу, чтобы Вы, приняв решение по настоящему делу, впоследствии могли с чистой совестью уверенно смотреть в глаза своим коллегам, этим гражданам, которые ожидают правосудия на улице, своим детям. […]

Понимаю, как Вам нелегко будет принять решение. С одной стороны — могущественная ФСБ, которая, казалось бы, не может ошибаться; прокуратура, которая поддержала обвинение и запросила для меня 7 лет лишения свободы, ввиду мнимой тяжести содеянного мною. С другой стороны, мой образ «опасного преступника-экстремиста», который никак не вписывается в общепринятые рамки — добропорядочный семьянин и многодетный отец, законопослушный гражданин и ответственный работник. Человек, который стремится искоренять в себе всё, неугодное Богу […]. Понимая всю нелепость и кощунственность предъявленных мне обвинений, в суде в качестве свидетелей меня защищали хорошо знающие меня люди разных национальностей и вероисповедания. Даже они были возмущены той несправедливостью, которая творится в отношении меня и моей семьи, и потому вызвались выступить в мою защиту, за что я им очень благодарен. Все эти люди ожидают от Вас справедливого решения. […]

Уважаемый суд! Я твердо знаю, что я не совершил никакого преступления ни перед Богом, ни перед кесарем, т.е. государством. Меня судят за то, что я христианин и считаю свою веру истинной. И по причине своей уверенности в том, что я стою на правильном пути, я не могу отказаться от нее.

Все выдвинутые против меня обвинения с юридической точки зрения ничтожны. Поэтому я не буду подробно говорить на эту тему. В ходатайствах о признании недопустимыми и исключении доказательств, а также в прениях, мои защитники привели убедительные и неопровержимые доводы порочности доказательств, на которых было выстроено обвинение. В прениях прокурор ясно и однозначно высказался: Филатов — Свидетель Иеговы, а Свидетели Иеговы на территории Российской Федерации запрещены. Коротко и ясно. Именно так высказался прокурор. И ничего больше доказывать не надо, тем более что я никогда не скрывал того, что являюсь верующим христианином, исповедующим религию Свидетелей Иеговы. А раз Свидетель Иеговы, то, по мнению прокурора, экстремист. Поэтому обвинение особо и не утруждало себя в том, чтобы собранные по делу доказательства были получены законным способом и соответствовали критериям допустимости и относимости. А зачем? Ведь Филатов — Свидетель Иеговы, а Свидетели Иеговы в России запрещены. И ничего доказывать не надо. Вина налицо.

Сразу вспоминается случай, который описал Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Воскресенье»:

«Люди в деревне собрались читать Евангелие, и пришло начальство и разогнало их. В следующее воскресенье опять собрались, тогда призвали урядника, составили акт, и их предали суду. Судебный следователь допрашивал, товарищ прокурор составил обвинительный акт, судебная палата утвердила обвинение, и их предали суду. Товарищ прокурор обвинял, на столе были вещественные доказательства — Евангелие, и их отправили в ссылку».

События, описанные в этом произведении, имели место в конце 19 века, а похожую ситуацию мы наблюдаем сегодня. У многих людей возникает один и тот же вопрос — почему Свидетелей Иеговы судят и за что? Ответ мы находим в словах Иисуса Христа, […] записанных в Библии в Матфея 24:9: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми за имя Мое».

Все обвинение, по существу, строится на одной аудиозаписи весьма сомнительного происхождения. Обвинение утверждает, что на этой записи 10 октября 2017 года я провожу богослужение в своем доме, а именно пою песни хвалы Богу, произношу молитву, читаю и обсуждаю библейскую книгу пророка Даниила, а также основанные на Священном Писании публикации и видеоматериалы. И в этом заключается мой «экстремизм»! И это при том, что ни одна из песен, ни один из видеороликов и, тем более, библейская книга пророка Даниила не запрещены в России!

Я вообще отметил для себя, что прокурор, свидетели обвинения, следователь, специалисты — все они говорили или писали, попросту говоря, обо всем и ни о чем. Ничто в их речах не указывало на какую-либо связь между мной и запрещенной Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы «Сиваш» после 20 апреля 2017 года. Говорили о Чарльзе Расселе и египетских пирамидах, о том, как «несчастные» прихожане церкви Свидетелей Иеговы вынуждены раскупать тираж печатных изданий журналов «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь» еще до того, как они поступят к ним. Говорили о запрете на переливание крови, об отношении Свидетелей Иеговы к политическим выборам, к военной службе, о превосходстве одной религии на другой и о многом другом. При этом ни слова не было сказано по существу предъявленного мне обвинения […].

Как указано в материалах дела, ФСБ стала следить за мной с августа 2017 года […]. Давайте рассмотрим, что же представляет из себя аудиозапись, которую обвинение выдает за доказательство моей преступной деятельности. Правда, начать надо с того, что записанное на ней богослужение с моим предположительным участием не проводилось в моем доме 10 октября 2017 года. Это ложь. Доказательства этому представлены защитой. […] Что мы видим из этой записи?

На ней отчетливо слышны голоса маленьких детей! Если принять на веру слова секретного свидетеля, который лично принимал участие в таких встречах, то, с его слов, в мой дом после запрета юридических лиц на богослужения приходили не более 8 человек. То есть, 8 или менее. При этом следствием установлено, что моя семья состоит из 6 человек. На аудиозаписи слышно, как женщины и дети с именами Наталья, Илья, Аня, Алексей, которые соответствуют именам членов моей многодетной семьи, принимают участие в том предполагаемом запрещенном богослужении. Установить принадлежность этих имен и сопоставить их с именами членов моей семьи для ФСБ оказалось непосильной задачей. И понятно почему — как объяснить суду и всей мировой общественности, что малолетние дети, которые у себя дома в свободное время вместе с папой и мамой поют песни хвалы Богу, тем самым, по мнению обвинения, осуществляют действия, образующие тяжкое преступление против основ конституционного строя и общественной безопасности? А не будет ли это воспринято как неправомерное вмешательство государства во внутренние дела семьи? Поэтому не удивительно, что прокурор так сильно не заинтересован в гласности и открытости настоящего процесса. […]

Прокурор даже недвусмысленно дал понять присутствующим, что гласность и открытость судопроизводства — это понятия, которые чужды российской судебной системе, а соответствующие нормы международного права являются происками враждебного Запада против России.

Однако, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» именно на родителей возлагается обязанность давать религиозное обучение и воспитание своим детям. И я выполняю этот почетный долг перед государством и своими детьми уже более 20 лет, стараясь следовать заповеди, данной Иеговой Богом еще Моисею. В библейской книге «Второзаконие», в главе 6, написаны следующие наставления для родителей. Вначале сказано, что родители первым делом должны сами научиться любить своего Бога всем сердцем, всею душою и всеми силами. А затем уже я как отец «должен внушать эти слова своим детям и говорить об них, сидя в доме своем, и идучи дорогою, и лежа, и стоя» (стихи 5-7). Меня судят за то, что я в собственном доме выполнял заповедь Бога и государственное предписание давать религиозное обучение и воспитание своим детям. […] Если я буду лишен свободы, кто понесет ответственность за негативные последствия, которые неизбежно будут иметь место для моей семьи и моих детей?

Итак, меня судят за мою веру, за то, что я обычным для Свидетелей Иеговы во всем мире способом на практике реализую свое право на свободу совести, вероисповедания и собраний, как то гарантировано мне и моей семье 28 статьей Конституции РФ. За то, что я регулярно поклоняюсь моему Богу и возношу ему молитвы, пою песни и читаю его Слово.

[…] Именно за это судили в прошлом многих верных служителей истинного Бога Иеговы. Одним из них был пророк Даниил. […] Этот праведный человек, еще будучи юношей, примерно в 617 году до нашей эры был уведен вавилонским царем Навуходоносором в плен из Иерусалима в Вавилон. Впоследствии, будучи наделенным Богом Иеговой особой мудростью, он находился на государственной службе сначала у вавилонского царя, а затем, когда Вавилон был захвачен персидским царем Киром, служил при дворе мидийского царя Дария, который принял правление над бывшим вавилонским царством. Из 6 главы книги Даниила мы узнаем, что «Дарий рассудил на благо поставить над царством 120 сатрапов» (т.е. губернаторов или руководителей регионов), а над ними трех главноначальствующих, одним из которых был Даниил, «которым оные сатрапы должны были давать отчет, чтобы царю не потерпеть какой-нибудь потери».

Далее о Данииле сказано, что царь был намерен поставить Даниила главою над всем царством, поскольку «в нем был дух преимущественный». Это намерение царя Дария сильно не понравилось остальным чиновникам, которые, очевидно, были нечистыми на руку. Они решили устроить заговор против Даниила и «стали стараться выискивать предлог к обвинению Даниила по части управления государством. Но они не могли найти никакого предлога и никакой вины», потому что «он был верен и не находилось в нем никакого порока и преступления».

Эти коррумпированные и алчные чиновники того времени оказались в тупике. Но они нашли выход и придумали коварный план против Даниила. Они сказали так: «В Данииле этом мы не найдем никакой вины; разве найдем что-нибудь против него в Законе Бога его». Они знали, что Даниил, который к тому времени уже был в преклонном возрасте, на протяжении десятков лет ежедневно, три раза в день, преклонял колени, молился и славословил Бога. И вот что придумали его противники!

В Библии говорится: «Все главноначальствующие в царстве, правители областей и сатрапы, государственные советники и градоначальники советовались и согласились в том, чтобы царь издал постановление и сделал ненарушимое определение, чтобы всякого, кто в течение тридцати дней будет просить чего у бога какого-либо или у человека», а не у царя Дария, то такого человека нужно бросать в яму с голодными львами.

Нечто подобное мы с вами, уважаемый суд, можем наблюдать в современной России. Многие главноначальствующие, правители областей, государственные советники и градоначальники сговорились выступить против Свидетелей Иеговы. Но как обвинить этих людей, если они не воруют, не совершают никакого насилия, и у них нет ненависти ни к чему, кроме того, что ненавидит Бог? Они честные, миролюбивые, доброжелательные и жизнерадостные люди, и ответственные работники, на которых можно положиться. У них нет вредных привычек, они даже не сквернословят. Семьи у них более крепкие и счастливые, и в целом, как народ, они процветают и уверенно смотрят в будущее!

И тогда против Свидетелей Иеговы был придуман коварный план. Было решено выдвинуть против них обвинение, пользуясь законом их Бога, Библией. Ведь согласно Библии, истинные христиане должны следовать примеру Божьего сына, Иисуса Христа, и нести людям благую весть о Царстве Бога. Именно этим главным образом был занят Иисус, когда находился на земле, и к этому побуждал своих учеников — «идите и научите все народы», сказал им он. Также в Писании содержится заповедь «не оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай, но… увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евреям 10:25).

Противники Свидетелей Иеговы, зная, что они, выполняя заповеди Бога, регулярно собираются для поклонения своему Богу Иегове, решили издать запрет на то, чтобы никому не было позволено собираться вместе и обращаться к своему Богу. Им удалось добиться того, что государство в лице Верховного суда России издало 20 апреля 2017 года постановление, которое впоследствии «сделалось ненарушимым» (т.е. вступило в законную силу) определением суда апелляционной инстанции от 17 июля 2017 года.

Но, как и Даниил, я не могу и не хочу изменять своему Богу Иегове. Я продолжаю верно ему служить и регулярно поклоняюсь ему вместе с моими домашними, как это я делал на протяжении уже почти 25 лет! И я намерен делать это всегда, даже в условиях тюремного заключения! Именно так это делал другой верный пророк Иеговы — Михей. Я и моя семья, как сказал ранее этот пророк, мы будем ходить во имени Иеговы, Бога нашего, во век и вечность! (Михей 4:5).

В этой связи не могу не заметить, что даже в местах отбывания наказания администрация обязана предоставить мне возможность иметь Библию и возможность удовлетворять свои духовные потребности. Но кто-то, по-видимому, считает, что делать это в собственном доме в кругу своей семьи и друзей запрещено, а вот в местах лишения свободы — это можно.

В этой связи, Ваша честь, я не могу не обратить внимание на то, что этот процесс, а именно позиция обвинения, совершенно не дает возможности понять, как же должен вести себя, с точки зрения прокуратуры, я как законопослушный гражданин, исповедующий религию Свидетелей Иеговы, чтобы, с одной стороны, удовлетворять свои духовные потребности и реализовывать свои неотъемлемые основоположные права на свободу совести и вероисповедания, гарантированные мне статьей 28 Конституции РФ, а с другой стороны, не нарушать закон и судебный запрет? Ведь, как показала экспертиза, я — вменяемый гражданин, и я искренне хочу соблюдать все законные предписания государства. Меня не прельщает мысль 7 лет провести без семьи и друзей. Очень прошу Вас, Ваша честь, если Ваш приговор будет обвинительным, разъяснить мне в мотивировочной части, как я должен был исповедовать свою веру, чтобы государство меня за это не преследовало. Думаю, Ваш ответ будет особенно интересен не только для меня и для практикующих юристов, но и для миллионов других граждан, а также для судов международных инстанций.

Самое время вернуться к истории с пророком Даниилом. Она еще не закончена.

Как поступил Даниил в условиях вышедшего государственного запрета, которым государство монополизировало исключительно за собой право на подачу обращений своих подданных?

В 11-12 стихах шестой главы книги Даниила мы видим в его действиях прямой умысел, как субъективную сторону состава преступления, как говорят юристы. Сегодня эти действия образуют в России состав преступления, указанного в статье 282.2 УК РФ. Итак, «Даниил же, хотя знал, что такой указ подписан, вошел в дом свой… и три раза в день, преклоняя колена, молился и славословил Бога, как это делал и прежде сего. Тогда мужи сии [т.е. заговорщики] вошли толпою шумною, и застали Даниила, просящего и молящегося пред Богом своим». Наказание для Даниила последовало незамедлительно. Под давлением заговорщиков царь был вынужден дать повеление, и Даниил был брошен в яму со львами.

Я, как и этот выдающийся служитель Бога, никогда не скрывал того, что я служу своему прекрасному величественному Творцу — Богу Иегове. Свидетели Иеговы известны своим примерным поведением и законопослушанием в Джанкое уже более 50 лет. Мне нечего стыдиться. Я не виновен в глазах Бога и людей. Я не совершал ничего предосудительного. Но, возможно, что своим добропорядочным и высоконравственным поведением я и другие Свидетели Иеговы обличают тех, кто не хочет искать руководства Бога, но хочет идти на поводу своих плотских желаний. В Библии говорится, что противники Бога хотели убить не только Иисуса, который обличал их, но и даже воскрешенного им его друга Лазаря, ибо его воскресение было явным доказательством божественного происхождения Иисуса. Они боялись, что Иисус разрушит их политическую систему, и они потеряют свою власть. Их сердца полностью стали черствыми, они готовы были пойти на любое преступление, и, в конце концов, они даже распяли на древе сына Бога.

Пусть Ваше сердце, Ваша честь, никогда не станет таким же черствым, чтобы осудить праведного человека.

Чем же закончилась история с Даниилом? Бросив Даниила на растерзание львам, царь Дарий потерял аппетит, сон и покой. Его мучили угрызения совести за то, что он отдал на смерть ни в чем не повинного человека, четко осознавая, к тому же, что тот был верным Божьим служителем. Едва дождавшись рассвета, он тотчас же побежал к яме со львами. «И подходя к яме, кликнул Даниила жалобным голосом, и сказал царь Даниилу: «Даниил, чтитель Бога живого! Бог твой, Которому ты служишь постоянно, помог ли спасти тебя от львов?

Тогда Даниил сказал царю: «Во веки живи, царь! Бог мой послал ангела своего, и заключил пасть львам, и они меня не растерзали, потому что нашлась во мне чистота пред Ним, да и пред тобою, царь, я не сделал проступка». После этого Даниил был взят из ямы и на нем не оказалось никакого повреждения, потому что он веровал в своего Бога».

Подобно Даниилу, на мне нет никакого проступка, и я чист перед государством и Богом. Поэтому я уверен, что мой Бог Иегова в силах закрыть пасти всем, кто сегодня подобен тем голодным и разъяренным львам. Он обязательно поддержит меня и мою семью, и всех, кто уповает на него в трудную минуту.

У этой реальной библейской истории замечательный конец — зло было побеждено истиной. Царь Дарий издал новый указ — чтобы во всех областях его царства «трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что он есть Бог живой и вечно существующий, и царство его не разрушится, и владычество его до конца веков. Он спасает и избавляет, и делает знамения и чудеса на небесах и на земле. Он избавил Даниила от лютости львов. И был сей Даниил в силе в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского».

Ваша честь, Даниил, будучи иудеем, поклонялся Богу Иегове. Это имя в оригинальных текстах Библии, с которых она переводилась на русский язык, встречается более 7 тысяч раз!

Сегодня я стараюсь, подобно Даниилу, верно служить тому же самому Богу, Иегове, который неизменен, как неизменны и все его праведные принципы и нормы.

А что случилось с теми, кто преследовал Даниила? Согласно Писанию, «царь повелел, и привели тех мужей, которые клеветали на Даниила, и бросили в львиную яму, их, детей их, и жен их. И не успели они упасть на дно ямы, как львы подхватили их, и раздробили все кости их». Какой печальный, но заслуженный конец для противников Бога! В обращении к христианскому собранию в Галатии апостол Павел был вдохновлен свыше написать следующие слова: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7).

Уже сегодня мы видим, что некоторые из тех, кто причастен к организации массовых преследований христиан за веру, потеряли свои высокие должности. У них теперь неопределенное будущее. Вероятно, они испытывают даже тревогу за свое будущее. Но страшен суд не человеческий. Страшно попасть в руки Бога живого, когда он через своего сына, назначенного им царя Иисуса Христа, будет судить все человечество на основании того, как они восприняли ту благую весть (или Евангелию) о Царстве Бога, которую доносил до них Иисус Христос, когда был на земле, а теперь доносят его служители, истинные христиане.

И я твердо уверен в своем будущем, какой бы ни был вынесен приговор в отношении меня по этому делу. Я в любом случае выйду отсюда оправданным в глазах моей семьи, моих друзей, а самое главное — в глазах моего Бога Иеговы!

Ваша честь, у Вас было почти шесть месяцев, чтобы разобраться в том, виновен ли я в том страшном преступлении, в экстремизме, в котором меня обвиняют. Уверен, что Вы отдаете себе отчет в том, что все обвинения против меня выдвинуты ложно. На скамье подсудимых должен быть не я, а те, кто фабриковал доказательства и недобросовестно, даже грязно, выполнял свою работу.

Уважаемый суд! Мирное семейное поклонение Богу в кругу семьи и друзей не может быть признано экстремизмом в современном цивилизованном правовом обществе, к которому причисляет себя Россия.

Роль экстремиста — это ругательная роль. И я прошу ее ко мне не применять.

Хочу пожелать вам, Ваша честь, мужества при вынесении приговора.

Прошу меня оправдать.