Последнее слово в суде от сестры Поляковой, г. Омск. Октябрь 2020 г.

Анастасия Полякова: Уважаемый суд! Вначале хочу поблагодарить всех участников процесса. За то, что все слушали, старались вникнуть в дело. За то, что ехали через пробки со всех концов города. Это было по-своему вызовом. Хочу сказать спасибо судье и прокурору за хорошую атмосферу, они были внимательны к аргументам и доводам. Хочу поблагодарить за техническую возможность, которая была предоставлена, просмотреть различные видеоматериалы. Также вещдоки были, были тяжелые коробки. Это все нужно было организовать, принести. Думаю, не в каждой ситуации имеется такой объем. Хочу сказать спасибо за труд секретарей. Работа с документами — довольно большая нагрузка. Благодарна всем присутствующим за то, что все внимательно относились к условиям пандемии, все старались соблюдать меры предосторожности. Те, кто болел, оставался дома, чтобы никого не заразить. В этом деле есть небольшие годовщины: 20 сентября 2020 исполнился 1 год со дня окончания предварительного следствия и 2 года и 3 месяца со дня возбуждения уголовного дела. Мы с мужем были 5 месяцев в СИЗО, 3 месяца — под домашним арестом и уже 1 год и 6 месяцев под подпиской о невыезде. В этом контексте любопытно, что постановление Омского областного суда от 04.03.19, которое отменяет меры пресечения, признает, что «предварительное расследование было неэффективно организовано». Поэтому все так было долго, затянуто, даже продлевалось на уровне Москвы. Скажу честно, это все изрядно потрепало нервы нам всем: и подсудимым, и родным, и близким. Все эти годы мы находимся в списке действующих экстремистов и террористов. Ходя до сих пор, и даже до апелляционного решения, по закону действует презумпция невиновности. Но мы уже ограничены в правах: мы не можем пользоваться банковскими картами. Так, страховая компания нам отказала в выдаче средств на ремонт автомобиля именно потому, что мы находимся в этом списке. Если бы они выдали нам деньги, это бы считалось финансированием экстремистской деятельности. Соседи нас стали сторониться, некоторые родственники отстранились (в связи с демонизацией Свидетелей Иеговы в обществе). Что же было достигнуто за период предварительного расследования? Следствие шло долго, а если добавить мероприятия, проводимые полицейскими из п. Азово, еще плюс 1 месяц и 10 дней. При этом период с 20.04.2017 по 06.09.2017 опирается всего лишь на дату вынесения решения Верховного суда и на дату публикации сведений о данном решении в «Российской газете». Следствие пишет, что «более точные даты и время возникновения сговора или группы лиц не установлены». Значит, если столько времени было потрачено, ничего подобного нет. Хотела бы отметить некоторые детали в допросах свидетелей обвинения. […] Здесь я вижу тактику: полиция, пользуясь страхами, добивается показаний, которые нужны им. В деревне была применена точно такая же тактика. Из материалов дела видно, что пять разных ведомств приходит к людям, и спрашивают: «К вам Свидетели Иеговы не приходили? Имя Бога Иегова не называли? Может, литературу оставляли? Библию зачитывали?» Самое интересное, что сотрудники различных ведомств проповедуют! Они зашли в те дома, где никто из нас и не был. Теперь у людей какая информация осталась в голове? Что есть некие Свидетели Иеговы, что есть Бог, которого зовут Иегова, что есть Библия. Есть люди любопытные, но которые до этого ничего не знали. Возможно, через время, когда страхи развеются, они захотят узнать больше. Поэтому я благодарна правоохранительным органам. Почему мы все встали на защиту имени Бога Иегова и почему мы доказывали его историчность, достоверность? Для полноты картины хочу обратить внимание на том 3, лист дела 35, где следователь Логиновский дает поручение. Что он хочет выяснить? Он хочет выяснить у родственников, знакомых и жителей деревни (дословно) «произносили ли они (Поляковы) в ходе указанных бесед имя Иеговы, а также иные фразы, по которым можно судить об их отношении к деятельности религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»?» С точки зрения следователя одно упоминание имени Бога Иегова уже подтверждает отношение к деятельности «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России». Я считаю, что это вольная и превышенная интерпретация антиэкстремистского законодательства. Нетерпимость к имени Бога также была продемонстрирована сотрудниками СИЗО. Мне приходили письма, цензура их проверяла. Последовательно везде вычеркивалось имя Бога Иегова. Например, «пусть всемогущий Бог (вычеркнуто слово) поддерживает тебя». По этому поводу поступали жалобы от меня и от моего мужа, также извне. В конце концов состоялась встреча с начальником отдела, осуществляющим цензуру, а также с его заместителем. Был приведен довод, что в Библии, которая находится в библиотеке СИЗО, в Синодальном переводе есть имя Бога Иегова. Отправной точкой для обращений стало следующее событие. Однажды я получила пустой конверт, в котором было сказано «Письмо не прошло цензуру. Иегова!!!» Я написала заявление, чтобы мне разъяснили, что же это означает, потому что мне не понятно, ведь имя Бога есть в Библии. Оказалось, с точки зрения цензора фраза «Пусть Иегова не оставляет тебя» является призывами к продолжению деятельности запрещенной организации. Цензор пояснила, если бы было просто написано: «Пусть Бог тебя поддерживает», — то никаких призывов бы не было. В итоге начальник и замначальника соответствующего отдела сообщили, что цензорам рекомендовалось больше не вычеркивать имя Бога Иегова (в контексте упоминания Бога). В томе 3, листах дела 38-40 тоже очень любопытная информация. Сотрудник ФСБ Познахирев сообщает информацию с сайта jw-russia.org, который называется «Свидетели Иеговы в России». Данный сайт не запрещен, в ФСЭМ не внесен. Иначе сотрудник ФСБ просто не смог бы его открыть. Предоставление сведений с такого сайта было бы нарушением закона. Какой можно сделать вывод? Вывод: нельзя все, что содержит буквы «jw» или название «Свидетели Иеговы», или название «Свидетели Иеговы в России» априори считать запрещенным и относящимся к религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России». На данном сайте дается информация о Свидетелях Иеговы, сообщается о том, что РО «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» была ликвидирована. В качестве контактного лица для СМИ указан представитель «Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы» с номером телефона, который зарегистрирован в Финляндии (код страны 358— Финляндия). Получается, что связи этого сайта с «Управленческим центром Свидетелей Иеговы в России» нет. «Европейская ассоциация Свидетелей Иеговы» не запрещена на территории РФ. Именно этот сайт сообщает о том, что нас с мужем задержали. Следователь Левченко спокойно открывал этот сайт при нас в своем кабинете. Он пользовался информацией, которая содержится на этом сайте. При том, следователь пытался открыть jw.org, который внесен в ФСЭМ, но не смог, т. к. он заблокирован. Получается, что пересылка сообщений с сайта jw-russia.org не является нарушением закона, также как и какие-либо консультации с «Европейской ассоциацией Свидетелей Иеговы» тоже не является нарушением закона. Так как этот сайт отслеживает юридическую, судебную ситуацию в стране со Свидетелями Иеговы, с ними можно связаться и получить какую-либо консультацию. Поэтому, какая-либо консультация, которая была кому-то передана через какой-то мессенджер или планшет, не может быть составом какого-либо преступления. Что мешает, например, «Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы» писать письма Свидетелям Иеговы, живущим в России? «Европейская ассоциация Свидетелей Иеговы» также входит в мировое сообщество Свидетелей Иеговы. Это одно из юридических лиц, которые используются. То, что Свидетели Иеговы — это международное братство, которые готовы друг другу помогать, а не просто какая-то сосредоточенность в России или в «Управленческом центре Свидетелей Иеговы в России», наглядно доказывают письма, которые я получила, пока находилась в СИЗО г. Омска. И получила я 1100 писем (целая коробка). Иногда по 20-30 писем в день. Большинство от моих соверующих, которых я никогда в глаза не видела, никогда не разговаривала лично. Но это были мои соверующие, они меня поддерживали, подбадривали, приводили библейские цитаты. Письма приходили из 23 стран (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Беларусь, Украина, Польша, Молдавия, Сербия, Германия, Швеция, Доминиканская Республика, Финляндия, США, Австралия, Латвия, Литва, Эстония, ОАЭ, Турция, Израиль и Россия). Все эти люди были особенно встревожены происходящим, так как после советских репрессий и после того, как репрессированных восстановили в правах в РФ, я оказалась первой женщиной в современной истории страны, которую посадили в тюрьму за проповедь. Я убеждена, что все эти люди, затаив дыхание, ждут, каким же окажется решение. В этой связи я очень благодарна, что сейчас у нас есть статья 51 Конституции РФ, которой я очень люблю пользоваться. В советское время ее не было. Сроки были огромнейшие. Те, кто изучал Библию со Свидетелями Иеговы, в советский период могли получить 10 лет лишения свободы. Представляете, все свидетели, которые допрашивались в процессе, в СССР могли получить 10 лет. А те, кто проводил с ними изучение Библии — по 25 лет. Поэтому я очень благодарна, что санкция статьи не предусматривает 25 лет. Благодарна за то, что уважаемый прокурор установил смягчающие обстоятельства: мое состояние здоровья и здоровье моих близких. Для меня это очень важно. Христианин обязан заботиться о своем здоровье и поддерживать жизнь, которую ему подарил Бог. Заботиться о домашних тоже важно. В Библии говорится, что тот, «кто не заботиться о нуждах своих домашних, тот отрекся от веры». Если немного поговорить о состоянии здоровья, тут я не могу не сказать. Моим свекру и свекрови, которые проживают в Ленинградской области, уже за 80 лет. Государство выделяет таких граждан в особую категорию. Они нуждаются в уважении, в заботе (те, кто заботится, может получить дополнительный трудовой стаж). Да и в Библии сказано: «Перед лицом седого вставай и почитай лицо старца». Поэтому я считаю, что социальная политика согласуется с тем, что записано в Библии. Мама моего мужа периодически выражает свои страхи примерно так: «Боюсь, что до конца своих дней так вас и не увижу». Для Сережи естественно поддерживать своих родителей. А с мамой у них особенная связь. Когда свекровь боролась с раковым заболеванием, мы переехали ближе к ним из Казахстана и жили рядом некоторое время. Находясь в колонии, о чем просит прокуратура, мой муж не сможет поддерживать родителей. А они не смогут его посещать, во-первых, потому что они уже старые и немощные и просто не доедут, во-вторых, в условиях пандемии КОВИД-19, лицам за 60 рекомендовано избегать общественных мест и транспорта, в-третьих, из-за эпидемиологической обстановки в некоторых колониях не проводятся длительные и краткосрочные свидания, также приостановлено получение передач. Как говорят специалисты, пандемия не покинет нас как минимум еще год. В Омске и в области, как и в России в целом, в сентябре наблюдается рост заболеваемости. Так что и я не смогу посещать своего мужа. Хочу отметить некоторые моменты, как вера и убеждения повлияли на мою жизнь. Моя мама привила мне веру в Бога еще с детского сада. В младшей школе учиться мне было неинтересно, я не любила читать, отчего у меня были проблемы с успеваемостью (маму это сильно расстраивало). Позже, когда мы с мамой и бабушкой стали посещать богослужения Свидетелей Иеговы, там в библейских докладах я услышала, как Бог, Творец, относится к детям и чего он от них ожидает. Например, я услышала повеление апостола Павла из Эфесянам 6:1 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Из 1 Коринфянам 10:31: «А потому, едите ли, или пьете, или другое что делаете, все делайте во славу Бога», — у каждого в семье есть своя обязанность, предусмотренная Богом. Родители — обеспечивают, заботятся, может, им и не очень нравится их работа, но они осознают свои обязанности перед семьей. А обязанность детей слушаться, в том числе, что касается учебы. Школы для детей такая же обязанность, как работа для родителей. А принцип «все делайте во славу Бога» относится, в том числе, и к учебе в школе. Так я меняла свое отношение к школе. Не нравилось, не интересно, но родители ожидают, что я буду хорошо учиться и это моя обязанность перед Богом. Но я осознавала, что могу радовать родителей и Бога своей учебой. Мои оценки стали улучшаться, учителя стали меня хвалить, стали хвалить мою маму за успехи в воспитании. Ее даже выбрали членом родительского комитета школы. Потом, благодаря хорошей учебе, я поступила в колледж, приобрела профессию, начала работать. Думаю, если бы мое отношение к учебе не поменялось, если бы я не услышала эти библейские доклады, моя жизнь могла сложиться по-другому. Примерно в старших классах мои одноклассники почувствовали себя взрослыми. Стали втайне от родителей пробовать алкогольные напитки, курить сигареты. На короткое время я тоже попала в эту компанию. При этом я продолжала посещать богослужения. Хотя моя мама и бабушка уже на них не ходили, мама настаивала, чтобы я их не пропускала. С детства Библия была для меня авторитетом, и моя совесть воспитывалась по ней, поэтому то, что я слышала в библейских докладах, обличало мою совесть. В частности, говорилось о трудностях, с которыми сталкиваются подростки. Что они могут даже начать двойную жизнь. Но давалось напоминание, что если перед людьми и можно скрыть свои грехи, то перед взором Бога это невозможно. В Евреям 4:13 сказано: «И нет творения, недоступного его взору, но все обнажено и открыто перед глазами того, кому мы дадим отчет». Эти богослужения побудили меня также подумать над принципом, записанным в 1 Коринфянам 15:33 «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (другой перевод: «не заблуждайтесь, плохое общение портит полезные привычки)». Докладчик говорил о том, что те, с кем мы тесно дружим, формируют в нас либо хорошие, либо плохие привычки. И если мы хотим иметь полезные привычки или добрые нравы, необходимо дружить с теми, кто поможет нам в этом. Кстати, это согласуется с поговоркой «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Так я решила поменять компанию, с которой проводила время. А чуть позже я узнала, что одна девочка-подросток из этой компании пошла на аборт. Так в свои 15 лет, на чужом примере, я увидела наглядно, как работает библейский принцип из Галатам 6:7: «Что посеет человек, то и пожнет». […] С тех пор я стала серьезно относиться к выбору общения и никогда больше не сомневалась, что библейские принципы стоит применять в жизни. Библейская истина уберегла меня от формирования пагубных привычек и дала мне моральный стержень на всю жизнь. Я благодарна Богу Иегове, который меня обучал и обучает через Библию. Библия научила меня не делить людей ни по каким признакам, не делать поспешных выводов. Научила уважать достоинство человека, интересоваться людьми, выслушивать. Мое отношение к людям также можно проиллюстрировать стихом из Деяния 10:34: «Поистине вижу, что Бог нелицеприятен», — т.е. беспристрастен, справедлив. Бог Иегова принимает любого человека, независимо от расы, национальности, образования или социального положения. И я так отношусь к людям, потому что Библия побуждает: «Подражайте Богу, как дети возлюбленные». Я и мои друзья — обычные люди. У каждого есть семья, образование, работа или дело в жизни, хобби, питомцы, огороды. Мы любим проводить время вместе (как было представлено на видео), праздновать свадьбы, годовщины, танцевать, петь, устраивать обеды и праздники, дарить подарки — в общем, жить обычной, нормальной человеческой жизнью. Как можно говорить, что я испытываю ненависть или вражду, или преследую экстремистские цели по отношению к лицам казахской (да и другой) национальности, если я учу их язык, танцы, культуру, если я заказываю для себя их национальные костюмы? Абсурд. Видя человека в русском национальном костюме, первая мысль: «Он явно хочет меня оскорбить!» Да нет, конечно. Наоборот, будет приятно. Любопытно было пересмотреть Перечень экстремистских организаций, имеющихся в материалах дела. К примеру, там перечислены два клуба футбольных фанатов. Но это не значит, что все футбольные фанаты теперь не имеют права болеть за свои любимые команды. Они остаются фанатами, они продолжают болеть, они продолжают ходить на стадионы. Или инглиистическая церковь, которая была запрещена именно в Омске. Почему эти организации были внесены в Перечень? Потому что они очень активно выдвигали националистические идеи, идеи превосходства белой расы над другими. Некоторые из них даже участвовали в побоях. Активные негативные действия против сограждан. Я считаю, что ни мои действия, ни других подсудимых, не имеют никакого сходства с их действиями. Вот поэтому мне непонятно, почему работник ФСБ конфисковал у меня национальную казахскую тюбетейку. Почему она оказалась для него подозрительной? Он сказал: «Не положено вам ее иметь». Хотя это как раз свидетельствует о моем уважительном отношении к другой культуре. Поэтому я благодарна, что этот предмет мне вернули, что он не лег в основу обвинения. Также я считаю, что и другие вещи, которые свидетельствуют просто о вере, просто об отношении к людям, о готовности и желании помочь, поддержать, тоже не должны ложиться в основу обвинения. Очень интересен момент с лупой, которую мой муж подарил пожилому человеку. В прослушанном телефонном разговоре содержится фраза: «Нет, денег за нее не надо, это вам». Это подарок! Человек проявил заботу о другом пожилом человеке. Зачем было ее конфисковывать, мне не понятно. Осталась бы лупа у человека, он бы газеты читал, еще что-то. Зрение у него же плохое. Как это вообще доказывает состав преступления? Лично мне это показывает, какие мотивы были у Полякова С. Он проявил заботу, сходил в магазин, выбрал лупу, принес, сделал подарок. Это забота и уважение к пожилому человеку, хотел помочь. В моих действиях видят угрозу безопасности государству. Однако мое отношение к властям отражено в Римлянам, 13 главе, 1-10 Римлянам 13:1-10: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они — Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». С 8 стиха по 10 — отношение к исполнению закона. Эти слова принадлежат апостолу Павлу. Он был образованным человеком. Хотя был евреем, он имел римское гражданство (он родился в нем). Он знал права, он пользовался своими правами, защищался в судах того времени. Выступал перед императорами. Поэтому у него были все основания сказать о том, как важно … слушаться власти, видеть суть исполнения законов: любовь должна побуждать человека. Не просто страх, а совесть и любовь. Итак, как мы себя вели все это время? При избрании мер пресечения следователи настаивали: они скроются, они будут препятствовать, они будут уничтожать вещественные доказательства, оказывать давление и т. д. Ничего этого не произошло! Мы выполняли все законные требования, выражали несогласие законным способом, не скрывались, сообщили о смене адреса, не препятствовали, не оказывали давления, ничего не уничтожали, никому не угрожали. Считаю, что это тоже нужно учитывать при вынесении решения. Библию можно рассматривать с разных сторон. В ней подробно описывается судебный процесс над Иисусом Христом. Если мы уж и говорим о продолжении деятельности, то я считаю себя христианкой и считаю, что я продолжаю именно ту традицию, которую заложил именно Иисус Христос две тысячи лет тому назад. Я уже говорила в своих показаниях, что именно он дал повеление проповедовать всем людям. Для каждого юриста будет интересно ознакомиться с Библией, потому что там перечисляются законы, отношение к законам, в том числе судебные процессы. В Евангелиях подробно описывается, как Иисуса арестовали, судили и казнили. В Палестине правила Римская империя, которая позволяла вершить правосудие среди иудеев по их закону, но не давала права приводить в исполнение смертные приговоры. Этим объясняется, почему Иисуса взяли под стражу иудеи, а казнили римляне. Почему иудейские религиозные руководители решили убить Иисуса? Что их возмущало? Я считаю, что здесь есть прямая параллель с тем, что происходит сегодня, именно в моей ситуации. Поэтому я хочу об этом зачитать Иоанна 11:47, 48, 53: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом. С этого дня положили убить Его». Синедрион — это верховный суд, он состоит из первосвященников и других должностных лиц. За то, что Иисус Христос исцелял других, проповедовал, говорил о воле Бога, религиозные руководители того времени испугались, что все в него поверят, за ним пойдут, и некому будет их защищать, и римская империя окончательно заберет у них власть. Именно из-за этих страхов Иисуса Христа решили убить. Я считаю, что в нашем обществе есть те граждане, которые боятся Свидетелей Иеговы. По своим причинам, но почему-то боятся. Должностные лица захотели, чтобы суд и смертная казнь Иисуса выглядели законными. Они находят человека (о нем многие сегодня знают) — это Иуда Искариот. Он «сдает» место, где находится Христос. И его берут под стражу. Интересны иудейские законы, которые в то время существовали. Судьи должны были сделать все возможное, чтобы спасти обвиняемого. Судьи могли приводить доводы в защиту подсудимого, но не имели права выступать с обвинениями. Свидетелей предупреждали об их ответственности. Обвинения в преступлении, караемом смертью, следовало рассматривать только днем. Судьи, начиная с младших, по очереди голосовали за оправдательный или обвинительный приговор. Писцы записывали мнения судей. Оправдательный приговор мог быть вынесен простым большинством, даже с перевесом в один голос, а обвинительный — только с перевесом в два голоса; если перевес был только в один голос, то приглашались еще два судьи. Обвинительный приговор считался недействительным, если никто из судей не голосовал в защиту обвиняемого; единогласно принятый обвинительный приговор «считался заговором». В первом веке в Палестине иудей, который считал, что был нарушен закон, мог обратиться в суд. Но сам суд не мог возбудить дело, он лишь проводил расследование. В роли обвинителей выступали свидетели предполагаемого преступления. Дело возбуждалось при условии, что показания как минимум двух свидетелей совпадали. Их показания ложились в основу обвинения, которое позволяло арестовать человека. Однако когда Иисуса арестовали, против него еще не было выдвинуто обвинений. Когда нас с Поляковым С. посадили в СИЗО, в ходатайствах о продлении стражи следователь заявлял, что нужно найти еще людей, которые с ними разговаривали, нужны еще свидетели. (Понятно, что у нас другое процессуальное право, но интересно сравнить). В Матфея 26:59, 60 (Синодальный перевод) написано, как члены Синедриона соблюдали свои собственные законы: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля». Суд сам стал искать свидетелей против Иисуса Христа, хотя таких полномочий у него не было. Также говорится, что данное судебное заседание проходило ночью (Матфея 27:1, 2). Ночное заседание было незаконным. Далее они ведут Иисуса к Понтию Пилату. Но до этого обвиняют Иисуса в богохульстве. Богохульство — это непочтительное использование Божьего имени или посягательство на положение или власть, принадлежащие исключительно Богу. Обвинители Иисуса не смогли доказать его вину ни в том, ни в другом. А что же они сказали Понтию Пилату? Использовали ли они это обвинение? В Иоанна 18:29, 30 (Синодальный перевод) видно, как должностные лица пытаются повлиять на Пилата, чтобы он вынес приговор без расследования, ссылаясь просто на то, что Христос «злодей». Сегодня происходит то же самое: они Свидетели Иеговы, значит последователи религиозной организации, они не имели права проповедовать. Иоанна 18:31 — реакция Пилата на такое заявление: «Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого». Далее Пилат проводит судебное разбирательство, не соглашаясь с позицией иудейских должностных лиц. Иудеи понимали, что для римского правителя обвинение в богохульстве не имеет никакого значения. Иудеям пришлось выдвинуть новое обвинение, как записано в Луки 23:2: «И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем». Так обвинение в богохульстве превратилось в обвинение в подстрекательстве к мятежу. Запретил платить налоги, объявил себя царем. Целостность государства под вопросом. Вот вам нарушения против конституционного строя и государственной безопасности. Далее Пилат допрашивает Иисуса, спрашивает: «Ты Царь?» и т. д. В итоге не находит вины в этом человеке. Он пытается его освободить, воспользовавшись обычаем освобождать на Пасху заключенного. Он ставит перед ними Варавву, виновного в мятеже и убийстве. Сравнивает его с Христом, с праведником, зная, что иудеи действуют из зависти. В итоге толпа, подстрекаемая религиозными руководителями, выбирает Варавву. Однако Пилат предпринял еще одну попытку освободить Иисуса. Пилат отдает Иисуса страже. Они его секут и издеваются. Далее Пилат выводит Христа к людям в таком состоянии. Он пытается воззвать к жалости. Об этом написано в Иоанна 19:5 (Кстати, одна известная картина, которая отражает эти события, так и называется «Се, человек!»). Пилат снова пытается освободить Христа, но обвиняют уже его: «Если ты его освободишь, ты не друг цезарю. Всякий, делающий себя царем, выступает против цезаря» (Иоанна 19:12). Это было серьезное обвинение, потому что в то время цезарем был Тиберий — император, известный тем, что казнил всякого, кого подозревал в измене. И уже самого Пилата обвинили в преступлении против государственной безопасности. Пилат сдался, он испугался и отдал Иисуса на казнь. Один адвокат пишет: «Суд, который был начат в полночь и завершен утром вынесением приговора, грубо нарушал все установления и правила еврейского закона и принципы справедливости вообще». Профессор права отмечает: «Весь процесс был одним сплошным беззаконием и проходил с такими возмутительными нарушениями, что его можно назвать не чем иным, как судебным убийством». Иисус Христос проиграл процесс и получил высшую меру наказания. Но выиграло все человечество. В чем? Этим процессом и казнью исполнились сотни пророчеств. Когда он стал Мессией, он знал, что проиграет. Какая же у него была цель? В Матфея 20:28 об этом говорится. Эта казнь легла в основу веры всех христиан, которые верят, что Христос искупил людей своей кровью. Этот процесс и казнь послужили свидетельством для окружающих. Пока Христос распят на столбе, начинаются необычные явления: землетрясения, тьма спускается на 3 часа. Иисус умирает. И в Марка 15:39 записано, что сотник, руководивший казнью, произносит: «Поистине этот человек был Сыном Бога». Т.е. у людей, которые видели и слышали, а потом сопоставили различные факты, появляется вера. Поэтому я считаю, что те, кто следил за этим процессом, к кому приходили правоохранительные органы, кого вызывали — у них была прекрасная возможность познакомиться хотя бы с тем, что Бога зовут Иегова. Дальше они смогут развить свою веру самостоятельно, читая Библию. Дальше Христос воскресает, является своим ученикам, разным группам. (Воскресение — основа веры всех христиан.) Он дает повеление своим ученикам: «Проповедуйте Евангелие». Далее он вознесся и воссел по правую руку Бога. Независимо от направления, христиане верят, что Христос является духовной личностью. Он Царь в Небесном царстве. Именно поэтому и мы проповедуем, что Царство Бога уже правит на небе. О чем это Царство предупреждает людей? Христос еще на земле предупреждал, что будут такие эпидемии как эта, о том, что будет проповедано по всей земле. А проповедь скоро прекратится. Какие еще пророчества должны исполниться? Коротко перечислю: люди объявят о мире и безопасности, будет нападение и запрет всех религиозных организаций (не только у Свидетелей Иеговы будет вопрос: «Говорить о том, что я верующий или нет?» Это затронет всех). О таких потрясениях и предупреждает Царство Бога. Но потом наступят на самом деле мир и безопасность. Какие наступят условия на земле? Надежда, которую дает Царство, записана в Исаии 65:21- 25. После всех потрясений наступит время, когда люди будут жить так. Вот об этих темах я намеревалась рассказывать людям. Предупреждать людей об опасности — это гражданский долг. Если вы узнали, что надвигается землетрясение или соседний дом горит, вы предупреждаете человека, предупреждаете соседа. Это проявление уважения и любви к человеку. На этом хотела закончить свое последнее слово. Еще раз хотела сказать всем спасибо! Есть ли какие-либо экстремистские или преступные направления? Я считаю, что в моих действиях не было состава преступления, которое мне инкриминируют, так же как и в действиях моих друзей, подсудимых, поэтому я прошу оправдать в полном объеме. Надеюсь на справедливое решение.